К вопросу об использовании текстов устного народного творчества…
5
Подобный вид работы вызывает большой интерес в иностранной
аудитории, особенно когда студентам предлагается вспомнить сказки
своего народа, записать тексты на русском языке, найти иллюстра-
тивный материал и представить в виде презентации на занятии. Это
помогает в значительной степени снять психологический и языковой
барьеры, которые возникают при овладении русским языком. Сказка
несет в себе мощный эмоциональный, психологический, энергетиче-
ский заряд, так как фольклорный текст отражает все стороны жизни
народа, его менталитет, историю, культуру.
В чтении и анализе народных сказок присутствует и воспита-
тельный аспект, поскольку в них отражена система бинарных оппо-
зиций (следовательно, можно выделить пары антонимов, что играет
немаловажную роль при изучении грамматики):
ленивый-
трудолюбивый, умный-глупый, хитрость-наивность/глупость, доб-
ро-зло, жизнь-смерть, любовь-ненависть, мир-война, черный-белый,
свой-чужой
и т. д. Анализ данных понятий, применение их как к ска-
зочному сюжету, так и к реальной жизни помогает иностранным
учащимся лучше понять жизнь русского народа, сравнить его куль-
туру и традиции с культурой и традициями своего народа, осмыс-
лить, кто есть кто и что есть что вокруг них, поскольку сказка — от-
ражение модели мира.
Вопрос об использовании фольклорных текстов в качестве куль-
турологического, социального и воспитательного материала на заня-
тиях по русскому языку интересует преподавателей, работающих и с
филологами, и с нефилологами [8, 9].
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что познава-
тельная, воспитательная и психологическая роль сказочных сюжетов
чрезвычайно велика; изучение языка как феномена национальной
культуры придает занятиям ярко выраженный страноведческий ко-
лорит, а использование сказочных текстов на занятиях по РКИ в тех-
ническом вузе помогает снять языковой и культурный барьеры у
учащихся и повышает положительную мотивацию в образовательном
процессе.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Шарипов Ф.В.
Педагогика и психология высшей школы
. Москва, Логос,
2013, 314 с.
[2] Московкин Л.В., Щукин А.Н., сост.
Хрестоматия по методике препода-
вания русского языка как иностранного
. Москва, Русский язык. Курсы,
2012, 552 с.
[3] Винокурова Е.С. Концепт и его роль в изучении языков.
Актуальные про-
блемы русского языка и методики его преподавания: традиции и иннова-
ции: Сборник статей XIV Всероссийской научно-практической конферен-
ции молодых ученых с международным участием
. Шаклеин В.М., ред.
Москва, Рибэст, 2012, с. 62–64.