К вопросу об использовании текстов устного народного творчества…
1
УДК
378:81'243
К вопросу об использовании текстов
устного народного творчества
при обучении русскому языку
иностранных учащихся в техническом вузе
© О.Е. Соляник
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Cтатья посвящена использованию текстов устного народного творчества на
занятиях по русскому языку с иностранными учащимися в техническом вузе. Ана-
лизируются трудности при адаптации иностранцев к культуре и языку чужой
страны. Показана роль фольклорных текстов в обучении русскому языку как ино-
странному. Приведены примеры включения указанных текстов в процесс обучения.
Ключевые слова:
студенты-иностранцы, профессиональная подготовка, адапта-
ция, культурный барьер, языковой барьер, социально-культурная сфера, фольклор-
ный текст, межкультурная коммуникация.
Цель данной статьи — показать, что использование текстов уст-
ного народного творчества на занятиях по русскому языку как ино-
странному (РКИ) снимает трудности в процессе адаптации иностран-
ных учащихся к жизни в чужой стране, преодоления культурного и
языкового барьера, помогает им овладеть языком в целом и получить
специальное образование на чужом для них языке.
При овладении иностранным языком необходимо осознавать, что
его носитель является одновременно носителем чужой культуры. По-
этому необходимо научиться общаться с ним в контексте его культу-
ры. Главным в общении людей является их стремление понимать
друг друга, и это взаимопонимание основано на владении стратегией
и тактиками межкультурной коммуникации. В общении они познают
не только других, но и себя, овладевают опытом социальной жизни.
Потребность в общении способствует развитию дружбы, стимулиру-
ет обмен знаниями, опытом, мнениями, настроениями и переживани-
ями [1]. В условиях современного образовательного учреждения, ко-
гда в одной учебной группе оказываются представители разных
стран, обладающие ярко выраженными особенностями национально-
го характера и мышления, проблема межкультурной коммуникации
приобретает особое значение. Основной этап обучения (о котором в
настоящей статье идет речь) ориентирован на получение профессио-
нальной подготовки учащихся, а также на знакомство с историей и
культурой России, российского общества. Цель включения фольк-
лорных текстов в иноязычное обучение на данном этапе — развитие