К вопросу об использовании текстов устного народного творчества…
3
нять друг друга. Овладение иностранным языком позволяет осмыс-
лить присущий его носителям образ жизни, обычаи, достижения
культуры [4].
Говоря о многонациональных учебных группах, следует отме-
тить, что в МГТУ им. Н.Э. Баумана в одной группе имеются пред-
ставители 5–7 стран и больше (например, Япония, Вьетнам, Китай,
Южная Корея, Монголия, Йемен и т. п.). Так что преподавателю
РКИ часто приходится иметь дело с представителями самых разных
национальностей, разных культур, и поэтому он должен ориентиро-
ваться на индивидуально-психологические и национально-культур-
ные особенности личности обучаемых, учитывать национальные и
культурные традиции учащихся, особенности их родного языка [5].
Здесь на помощь преподавателю приходит народное творчество,
фольклорные тексты, в частности, народные сказки. Межнациональ-
ные культурные традиции, отражаемые в фольклорных текстах, по-
могают увидеть и прочувствовать связь народов, культур и языков в
частности. Поскольку многие сюжеты являются «бродячими» и «ко-
чуют» от одной нации к другой, они являются связующим звеном
между народами. На сказочных примерах — сюжетах, героях —
можно проследить историю того или иного народа, его жизнь, как
повседневную, так и общественно-политическую, экономическую;
проследить эволюцию той или иной нации. Можно увидеть и понять
отношение к окружающему миру, к таим понятиям, как «добро-зло»,
«хорошо-плохо», «смелость-трусость», «верность-предательство»
(сюда же можно включить понятие «патриотизм» как любовь к своей
стране и желание защитить ее от врагов); опять же сюда добавляются
понятия «друг-враг», «свой-чужой», «мир-война». Все эти оппози-
ции, которые часто встречаются в повседневной жизни, ярко и четко
представлены в фольклорных, в частности сказочных, сюжетах. Каж-
дый персонаж является носителем определенной черты характера:
лиса — хитрая, волк — глупый/наивный, жадный и злой, заяц —
трусливый, Василиса Премудрая (очень умная, наделенная необыч-
ными способностями), Иван-царевич (или Иван-дурак) — добрый,
отзывчивый, готовый помогать всем, верный и преданный, Кощей
Бессмертный, Змей Горыныч или Тугарин Змеевич — олицетворение
темной силы, зла, собирательный образ врага и захватчика [6]. И хотя
тексты сказок не входят в основной учебный материал при подготов-
ке иностранных инженеров, трудно недооценить роль данного мате-
риала в формировании у учащихся языковой, культурологической и
коммуникативной компетенции, так как художественная литература
(и устное народное творчество в частности) является образцом язы-
ковой нормы и выполняет важнейшую познавательную миссию. Ли-
тература оказывает благотворное воздействие на эмоциональный
мир, формирует эстетический вкус и стимулирует мышление студен-