Специфика применения контроллинга в управлении немецкими компаниями, оперирующими на российском рынке - page 4

С.Г. Фалько, К.А. Власова
4
Концепция контроллинга в международной компании [8].
В условиях деятельности современных международных компа-
ний контроллинг представляет собой некую совокупность инстру-
ментов оперативного и стратегического управления: учета, планиро-
вания, анализа и контроля, объединяемых в единую систему, функ-
ционирование которой ориентировано на достижение стратегических
целей компании.
Обычно в практике управления различают две модели контрол-
линга, сформированные в Германии и США. Немецкая модель состоит
из планирования, управления информацией и отчетностью, решения
специальных экономических проблем и внутреннего учета. В амери-
канской модели этот список расширяется за счет ведения бухгалтер-
ского учета, составления баланса, учета налогов и страхования.
Но немецкий подход к контроллингу более всеобъемлющ: в данном
случае контроллинг призван заботиться об общей производительности
организации, начиная со стратегического планирования, и в том числе
включает измерение нефинансовых показателей ее деятельности.
Разумеется, немецкие компании, оперирующие на российском
рынке, зачастую придерживаются именно своей «родной» модели,
работая в своеобразном партнерстве с финансовым отделом и бух-
галтерией компании, но не возлагая на себя ответственность за вы-
полнение их функций.
Инструменты контроллинга в немецких компаниях, опери-
рующих на российском рынке.
Концепция контроллинга включает
множество разнообразных инструментов. В условиях нестабильности
российской внешней рыночной среды инструменты стратегического
контроллинга зачастую применимы лишь для составления общих
прогнозов и разработки приблизительного стратегического курса.
В то же время среди основных целей каждой организации обозначе-
ны улучшение ее рентабельности, обеспечение ликвидности активов
и улучшение экономического состояния. Для этого прекрасно подхо-
дит инструментарий оперативного контроллинга. Для немецких ком-
паний, оперирующих в России и стремящихся к деятельности в усло-
виях наиболее возможной стабильности, характерны инструменты,
относящиеся к категории оперативных. Данный подход не лишен
плюсов, что можно обнаружить, изучив статистику состояния немец-
ких компаний в России в период острого кризиса, начавшегося в
2008 г. В 2010 г. лидерами по инвестициям в Россию были немецкие
компании, вложившие средства в 13 % инвестиционных проектов [9].
Из седьмого опроса, проведенного Российско-германской внешне-
торговой палатой совместно с Восточным комитетом немецкой эко-
номики среди представителей немецкого делового сообщества в Рос-
сии в 2009 г., следует, что лишь 20 % компаний (в 2008 г. — 67 %)
1,2,3 5,6,7,8,9,10
Powered by FlippingBook