Т.Д. Маргарян, О.Д. Дикова, Т.В. Крымцова
6
сказы, беседы и дискуссии по прочитанному и др.). Умение говоре-
ния и аудирования — неотъемлемая часть языковой компетенции,
для эффективного развития которых целесообразно использовать
информационно-коммуникативные технологии (ИКТ). Не вызывает
сомнений, что ведущей речевой задачей при аудировании выступает
понимание смысла сообщения. Говорение и восприятие речи — два
процесса, которые неразрывно связаны и основаны на навыках трех
видов — лексических, грамматических и произносительных [8], по-
этому в учебные материалы должны быть включены специальные
упражнения, например:
прослушайте и отметьте;
прослушайте и выполните соответствующее действие;
прослушайте и выразите свое согласие или несогласие;
прослушайте и передайте содержание.
Очень важно для формирования коммуникативных навыков раз-
вивать как монологическую, так и диалогическую речь. Для их раз-
вития существует целая система вопросно-ответных упражнений.
При развитии диалогических навыков и умений следует учиты-
вать, что ответ составить легче, чем вопрос. Поэтому целесообразно
вначале упражняться в ответах и только затем в постановке вопроса и
последующем ответе. При взаимосвязанном обучении различным ви-
дам речевой деятельности наиболее эффективно одновременное обу-
чение чтению и говорению, в частности, чтению и монологической
речи. В методических целях следует учитывать, что диалог более
близок к разговорной речи, а монолог — к книжно-письменной. Сле-
довательно, материал для обучения монологу труднее для восприятия
на слух и последующего воспроизведения. В связи с этим преподава-
тель при обучении монологической устной речи должен в своей ра-
боте опираться не на звучащий, а на печатный текст по специально-
сти студентов [9; 10].
Владение ограниченным языковым материалом не должно стать
препятствием для умения выразить свою мысль, поделиться соб-
ственной точкой зрения во время доклада на иностранном языке.
Наибольшие трудности при обучении монологической речи связаны
с умением последовательно и четко излагать собственные мысли. Это
отражает особенности памяти и логического мышления. Для разви-
тия данной компетенции существует система упражнений, разрабо-
танная отечественными методистами [11]:
монолог в виде свободного пересказа;
устный реферат текста;
комментарий как оценка текста с субъективными и критиче-
скими замечаниями;
устный доклад с использованием нескольких иностранных ис-
точников, предваряющий презентацию.