Т.Д. Маргарян, О.Д. Дикова, Т.В. Крымцова
4
Преподавателю, работающему со студентами инженерных специ-
альностей, для развития умений как изучающего, так и ознакоми-
тельного чтения на завершающем этапе целесообразно использовать
следующие задания:
просмотрите текст и отметьте абзацы, в которых содержится
новая информация о процессе (установке и т. д.);
в отобранных абзацах прочтите предложения № …, переведите
их письменно на русский язык;
найдите в тексте и расположите в виде плана предложения, в
которых говорится о процессах …;
отметьте в тексте предложения, содержащие информацию о …;
просмотрите текст, определите, какой этап производственного
процесса, изображенного на рисунке № …, описывается в тексте;
составьте структурно-логическую схему по теме текста;
подготовьте пересказ содержания текста, используя составлен-
ную схему.
Особенностью завершающего этапа обучения является применение
специальных форм работы с текстом: составление тезисов, реферирова-
ние, аннотирование, рецензирование [7]. Данные виды работы — это
способы переработки текста, основанные на информативном чтении.
Главная цель реферирования — сжатие общего содержания тек-
ста. Данный процесс состоит из нескольких этапов.
I этап — ознакомление с текстом.
II этап — выделение логической схемы текста и обобщение раз-
носторонней информации в одну или несколько смысловых групп.
III этап — сжатие информации до требуемого объема.
При обучении реферированию рекомендуются следующие зада-
ния: разделить статью на подтемы; выделить в тексте ключевые мо-
менты; выделить в тексте лексико-тематические цепочки; составить
логическую схему текста; обобщить содержание текста с учетом
ключевых фрагментов и логической схемы.
Как отмечалось выше, важным навыком для студентов на завер-
шающем этапе обучения английскому языку является умение состав-
лять аннотации к научно-техническим текстам. Данный навык вы-
ступает важной частью языковой компетенции студентов инженер-
ных специальностей. Аннотирование — сложный вид компрессии
текста. Аннотация представляет собой предельно сжатую описатель-
ную характеристику работы. Из всех видов аннотирования наиболее
важным и имеющим практическое значение является реферативное.
Для формирования умений аннотирования рекомендуются следую-
щие виды работы:
выделение в тексте смысловых ядер;
составление смысловых рядов — словосочетаний или предложе-
ний, которые состоят из ключевых слов и некоторых определяющих и