Развитие языковой компетенции на завершающем этапе обучения иностранному языку студентов инженерных специальностей - page 2

Т.Д. Маргарян, О.Д. Дикова, Т.В. Крымцова
2
стве одного из средств обучения специальности в как плане углубле-
ния теоретических знаний, так и совершенствования практических
умений. Учебный процесс приобретает профессиональную направлен-
ность, а обучение чтению становится его неотъемлемой частью и спо-
собствует развитию социальных качеств студентов [3].
Подготовка студентов к выступлению с докладом на иностран-
ном языке на научно-технической конференции по праву может со-
ответствовать конечной цели обучения иностранному языку на тре-
тьем (завершающем) этапе обучения, которое должно быть направ-
лено на формирование у выпускников умения самостоятельно с раз-
личной целевой установкой читать оригинальную литературу по спе-
циальности для получения необходимой информации и дальнейшей
ее переработки. При этом используются оригинальные источники
(статьи, патенты, рекламы, выдержки из монографий и т. д.). При
подготовке студента к выступлению на конференции на иностранном
языке необходимо обеспечить реализацию комплексной цели прак-
тического обучения иностранному языку, которая складывается из
приобретения навыков:
чтения — практика в четырех видах (изучающее, ознакоми-
тельное, поисковое, просмотровое) [4];
говорения — развития умений сформулировать, выразить, про-
комментировать прочитанный/прослушанный текст, дать оценку со-
держания, изложить сообщение, участвовать в дискуссии;
аудирование — совершенствование умения слушать с полным
охватом содержания;
письмо — умение составить письменную аннотацию, реферат к
прочитанному/прослушанному тексту.
Для обеспечения практики четырех видов чтения на завершаю-
щем этапе обучения необходимо использование материалов, отра-
жающих различные жанры специальной литературы (реферативные
сообщения, патенты и т. д.), а также различные типы журнальных
статей: статья-описание, статья-рассуждение. Целесообразным пред-
ставляется также использование специальных пособий по обучению
реферированию, аннотированию [5], конспектированию, рецензиро-
ванию.
Следующей проблемой в обучении чтению научно-технической
литературы является разработка системы упражнений. С.К. Фолом-
кина выделяет такие упражнения, целью которых является подготовка к
речевой деятельности и практике, реализуемой в самой деятельности
[4]. Обучение чтению специальных текстов целесообразно начинать с
заданий, способствующих формированию умения
просмотрового и
поискового
чтения, поскольку специалисту необходимо уметь быстро
знакомиться с большим объемом информации. Таковыми могут быть
следующие задания:
1 3,4,5,6,7,8,9,10,11
Powered by FlippingBook