Развитие языковой компетенции на завершающем этапе обучения
5
дополняющих их вспомогательных слов (другими словами — нахож-
дение предложений, в которых содержится основная информация);
отбор лексических клише для составления аннотации;
сжатие реферата до аннотации.
Текст подвергается количественному преобразованию, как бы
сжимается, прессуется.
Кроме этих навыков, на завершающем этапе языковой подготов-
ки студенты также должны уметь составлять тезисы к прочитанному
тексту. Тезирование имеет большое значение для формирования
умения составления кратких конспектов прочитанного, другими сло-
вами — дифференциального алгоритма текста. Рациональное чтение
предполагает не только прямой отбор полезной информации, но и ее
анализ и осмысление. Чтение сложных текстов требует гораздо
большего умственного напряжения и использования различных при-
емов. Одним из таких приемов является выделение смысловых опор-
ных слов текста — составление дифференциального алгоритма про-
читанного. Суть алгоритма — выделение основного смысла текста
или его отрезка. Необходимость использования такого алгоритма
также обусловлена избыточностью информации, с учетом того, что
многие слова не имеют смысловой нагрузки.
Важным навыком для будущих специалистов-инженеров являет-
ся умение критически анализировать научную статью. Рецензирова-
ние способствует развитию навыков самостоятельной исследователь-
ской работы. Обучение рецензированию можно начинать после того,
как студенты овладеют соответствующим теоретическим курсом по
специальности. При обучении рецензированию студентам прежде
всего нужно продемонстрировать модели рецензии, показать ее
структурно-семантические особенности, обратив особое внимание на
критические замечания, которые должна содержать рецензия. Ре-
зультатом работы над рефератом, аннотацией, рецензией должен
стать анализ готового задания в аудитории.
Развитие всех указанных навыков служит важной составляющей
формирования языковой компетенции у студентов технических спе-
циальностей. Запоминание языкового материала, происходящее во
время чтения, обеспечивает накопление положительного языкового
опыта, наличие которого является необходимым условием правиль-
ности устной речи (говорения). В текстах изучаемые языковые еди-
ницы многократно повторяются в разнообразных ситуациях, благо-
даря чему в сознании студентов уточняются их семантические гра-
ницы и нормы употребления (сочетаемость лексических единиц,
наполнение грамматических структур, соотнесение тех и других с
разными условиями общения). Помимо этого, содержание прочитан-
ных текстов служит основой для развития коммуникативных навы-
ков, непосредственно направленных на развитие устной речи (пере-