Развитие языковой компетенции на завершающем этапе обучения
3
просмотреть статьи, включенные в специальный научный жур-
нал (журналы) и отобрать из них те, которые относятся к теме докла-
да и освещают проблему;
из отобранных статей найти ту, которая информирует об иско-
мой теме;
в отобранной статье найти и назвать разделы, которые не соот-
ветствуют теме доклада/проекта;
найти новую информацию, сообщаемую в данной статье, и т. д.
Для создания общего представления о статье необходимо обра-
тить внимание студентов на рисунки, графики, таблицы, цифровые
данные, сокращения, названия фирм, библиографию.
Продолжением работы над статьей будут задания на поиск ин-
формации: нахождение конкретных данных, фактов и положений.
В процессе
ознакомительного
чтения более полное извлечение
информации может быть обеспечено путем выполнения серии зада-
ний, способствующих выяснению деталей, конкретизирующих со-
держание данной статьи:
отметить в статье абзацы, в которых передана главная мысль
(изложены основные мысли);
изложить основные мысли в виде пунктов плана;
озаглавить каждый раздел статьи;
соотнести все разделы статьи и сказать, правильно ли представ-
лен текст графически;
кратко, в объеме 8—10 предложений, изложить содержание
статьи.
Задания, развивающие навыки и умения
изучающего
чтения, та-
ковы: выделение смысловых частей текста; замена смысловых частей
их свернутыми эквивалентами, и наоборот; определение частных де-
талей текста с последующей передачей в устной или письменной
форме впечатления о прочитанном; прогнозирование содержания или
смысла последующих частей текста при опоре на факты предыдущих
частей; определение принадлежности текста к тому или иному функ-
циональному стилю; составление вопросов проблемного характера во
время чтения текста и т. п. [6].
При работе с научно-технической статьей для детального изуче-
ния
(изучающее чтение)
может быть рекомендован целый ряд допол-
нительных заданий:
определить значение термина в статье;
передать на родном языке смысл предложения, содержащего
лексико-грамматические трудности;
перевести отрывок на родной язык;
составить таблицу характеристик модели (аппарата и т. д.);
составить структурно-логическую карту по указанной теме.