Об особенностях методики преподавания иностранного языка в МГТУ им. Н.Э. Баумана - page 4

М.В. Маркова
4
Единственный способ избежать этого — крайне внимательно от-
носиться к особенностям психологии каждого студента. Создание
комфортной доброжелательной обстановки в аудитории, индивидуа-
лизированный подход в соответствии с доминирующим типом вос-
приятия — первое оружие в борьбе с негативными установками, ко-
торые мешают обучению.
Выявить доминирующий анализатор достаточно легко в процессе
общения. В частности, для визуала характерна опора на зрительную
память — это особенно очевидно в случае запоминания списка слов:
если студент способен по памяти воспроизвести слово по указанию
его положения на странице или предлагает совершенно иное по зву-
чанию, но сходное по написанию слово, перед вами типичный визу-
ал. Аудиалы хорошо воспроизводят лингвистический материал со
слуха устно, даже если с трудом понимают смысл. У кинестетиков
наблюдается определенная дислексическая симптоматика — случай-
ным образом переставляют на письме буквы и слова, даже переписы-
вая с готового образца.
Методической концепции сочетания мультимедийности и учета
психологических особенностей студентов прекрасно отвечает приме-
нение на занятиях такого устройства, как интерактивная доска
(Smartboard): проектор выводит изображение на большой сенсорный
экран, снабженный аудиоколонками. Такая доска подключается к
компьютеру, поэтому на ней можно демонстрировать все то же са-
мое, что доступно на мониторе (яркие изображения привлекают ви-
зуалов), ее колонки позволяют прослушивать записи (интересно
аудиалам), но, в отличие от компьютера, она задействует кинестетика
гораздо в большей степени. Во-первых, выполнение задания требует
выхода к доске, что уже дает кинестетику определенную моторную
разрядку. Во-вторых, сами действия с интерактивной доской не сво-
дятся к письму: по ее поверхности можно перемещать изображения и
надписи, что требует определенной сноровки и поэтому нравится ки-
нестетикам. Таким образом, создается командная работа в группе с
распределением ролей: кинестетики, зачастую «отстающие» и пред-
почитающие отмалчиваться на занятии, становятся, напротив, «про-
водниками» идей аудиалов и визуалов, менее склонных к фактиче-
скому взаимодействию с доской. Новые положительные эмоции
формируют иные ассоциативные связи и способствуют улучшению
восприятия учебного материала.
Что же касается непосредственного содержания рассматривае-
мых на занятиях текстов, то вовсе не обязательно ограничиваться
учебником (хотя он и диктует темы так называемых модулей) или
любыми другими адаптированными пособиями, даже в случае слабо-
го студенческого контингента. Как раз наоборот: если у сильной под-
группы существует потребность в так называемом «challenge» за рам-
1,2,3 5,6,7,8,9,10,11
Powered by FlippingBook