Об особенностях методики преподавания иностранного языка в МГТУ им. Н.Э. Баумана - page 2

М.В. Маркова
2
Проблема усугубляется тем, что, например в случае изучения ан-
глийского языка, программа подразумевает наличие у студента опре-
деленных языковых навыков, полученных им в школе. Однако ре-
альное качество предвузовской гуманитарной подготовки среднеста-
тистического студента МГТУ им. Н.Э. Баумана оказывается катастро-
фически низким. К сожалению, нельзя сказать, что к моменту по-
ступления в технический университет большинство учащихся в до-
статочной мере владеет компетенцией ОК-6 хотя бы в отношении
родного языка: многим тяжело дается письменная речь, и это заметно
даже при выполнении переводов на русский. Сталкиваясь с насыщенны-
ми техническими терминами и сложными грамматическими кон-
струкциями текстами, вокруг которых выстроен учебник английского
языка, издаваемый и используемый в МГТУ им. Н.Э. Баумана, такой
студент закономерно ощущает свою беспомощность и теряет всякую
мотивацию к освоению предмета за рамками «получения зачета».
Положение дел в российской средней школе отрицательно влияет
на формирование личности и самооценки студента: преподаватель ву-
за периодически встречается с застарелыми комплексами учащегося,
которому доводилось регулярно слышать в школе нелестные характе-
ристики (зачастую необоснованные) в свой адрес. Такие студенты за-
ранее настраивают себя на провал в любой учебной деятельности.
Нередко сложности в усвоении материала возникают и по объек-
тивным причинам. Не секрет, что в соответствии с доминирующим
каналом восприятия и обработки информации людей можно разделить
на аудиалов, визуалов и кинестетиков [2]. Так называемая сенсорная
организация выражает тип нервной системы человека и в целом харак-
теризует его способности к разным видам деятельности [3], в частно-
сти, определяет наиболее эффективно функционирующий у конкрет-
ного индивида тип памяти [4]. Традиционные системы образования
рассчитаны в первую очередь на визуальное восприятие (тексты, диа-
граммы) и в какой-то мере на слуховое (лекции, устные доклады). В то
же время специфике кинестетиков в организации учебного процесса
редко уделяется достаточно внимания: по наблюдениям автора, часто
они оказываются объектами придирок со стороны учителей. Нетрудно
предположить, что это будет отражаться на академических достиже-
ниях таких учащихся еще со школьной скамьи [5, 6]. Более того, коли-
чество кинестетиков среди учеников средней школы растет [5], а зна-
чит, и преподаватели высших учебных заведений будут сталкиваться
с такими студентами все чаще.
И наконец, не последнюю роль играет тот факт, что российская
средняя школа практически не формирует умения и навыки самостоя-
тельной обработки информации, а именно они оказываются незамени-
мы в дальнейшем и в учебной и в профессиональной деятельности.
1 3,4,5,6,7,8,9,10,11
Powered by FlippingBook