Cоциальное партнерство и модернизация России
7
условиями их успешного решения являются финансовое благополу-
чие предприятия и выбранная стратегия менеджмента в отношении
персонала (полярными вариантами стратегии являются в данном
случае либо экономия затрат на трудящихся, либо инвестиции в раз-
витие человеческого потенциала).
Одна из важнейших проблем развития социального партнерства в
России — противоречие между формально-показным и реальным.
С одной стороны, в России все есть: и социальное государство (ст. 7
Конституции РФ), и масса провозглашенных социальных гарантий,
которым должны бы завидовать другие страны, и социально ответ-
ственный бизнес, заботящийся не только о ближнем (социальные
программы корпораций), но и о дальнем (благотворительность). А с
другой стороны, если войти в парадную дверь, то обнаруживается:
все есть, но только как видимость, мираж. Как говорил известный
классик, «по форме верно, а по существу издевательство».
Разобщенность и множественность профсоюзов в России долгое
время мешали им выполнять необходимые функции и тормозили
процесс налаживания взаимоотношений с властными структурами и
объединениями предпринимателей.
Рабочая сила была и остается в России дешевым товаром. Экви-
валентный обмен отсутствует, и в определенной степени она по-
прежнему эксплуатируется.
Государство по-прежнему стремится придержать за собой те
функции, которые в рыночной экономике принадлежат двум другим
сторонам. Степень влияния государства на социально-трудовые от-
ношения во многом предопределяет характер и эффективность этих
отношений. Формирование института социального партнерства
натолкнулось на монополизм государства.
Найти практические критерии для различения фасадно-парадного
и реального нелегко. Но, думается, некоторые назвать можно. Преж-
де всего, реальное партнерство всегда базируется на развитой струк-
туре социальной защиты, которая включает по крайней мере право-
вую защиту, индивидуальные договоры, коллективно-договорное ре-
гулирование. Кроме того, реальное социальное партнерство должно
вести к устойчивому росту благосостояния работающих, улучшению
условий их труда, снижению до социально безопасных размеров
дифференциации в оплате труда, действительному участию наемного
персонала в управлении.
Рассмотрим основные аспекты социального партнерства, пред-
ложенные экспертами Международного бюро труда, и оценим их
эффективность в российской экономике.
Согласование на национальном уровне социально-экономической
политики в целом.
В России трехсторонние соглашения между проф-
союзами, бизнесом и правительством на общенациональном уровне