Cоциальное партнерство и модернизация России
11
•
по отношению к обществу государство берет на себя осознан-
ную ответственность за социальные стратегии, получая взамен леги-
тимность власти и общественную поддержку;
•
по отношению к предпринимателям государство обеспечивает
гарантии прав собственности, благоприятный предпринимательский
климат, поддержку российского бизнеса во внешнем мире, получая
взамен поддержку со стороны национального капитала, строгое со-
блюдение установленных государством норм и правил;
•
баланс между обществом и капиталом строится по принципу:
социально ответственное поведение предпринимателей в обмен на
общественную поддержку его интересов, целей и действий.
Успех социального партнерства определяется многими условия-
ми, однако есть условия, без которых оно просто не работает. Важ-
нейшим участником треугольника социального партнерства является
институт гражданского общества: совокупность добровольных обще-
ственных объединений, профессиональных союзов, благотворитель-
ных и иных организаций. Участие в добровольных объединениях —
вопрос не только частных интересов, желания и возможности само-
реализации. Это вопрос отношений личности и государства. Пользу-
ясь свободами и правами, граждане одновременно принимают на се-
бя и ответственность, определенные обязательства по охране своих
прав, в том числе социальных. Для того чтобы голосовать ответ-
ственно, граждане должны быть информированы о том, какие наибо-
лее важные проблемы стоят перед обществом. Ответственность за то,
чтобы эти проблемы были сформулированы и представлены соци-
альным партнерам (государству и капиталу), во многом несут именно
общественные объединения. Участвуя в их работе, граждане прини-
мают ответственность за собственную информированность, берут
обязательства быть терпимыми по отношению к другим точкам зре-
ния. Это и есть феномен эффективного гражданского поведе-
ния — движущая сила социального партнерства.
Истоки социального партнерства в России можно проследить с
конца XIX века. Свой вклад в формирование социального партнер-
ства внес молодой русский капитал. Сегодня фамилии Третьяковы,
Мамонтовы, Морозовы известны как фамилии меценатов. Гораздо
меньше знают о благотворительности русских предпринимателей в
социальной сфере — народного образования и здравоохранения.
В действительности масштабы частных и организованных пожертво-
ваний в эту сферу в начале XX века были сопоставимы с государ-
ственным финансированием.
Однако современное понимание участия капитала в треугольнике
социального партнерства не сводится к благотворительности. Уча-
стие предпринимателей в решении социальных проблем сегодня
определяется экономической целесообразностью таких затрат. Инве-