Результаты исследования нравственной и жизненной позиции молодежи…
9
ше, и остаются несколько более воспитанные и целеустремленные
ученики, ориентированные на учебу и поступление в вуз.
Во-вторых, больше всего вызывает недовольство всех трех групп
безответственность властных структур.
Однако многими другими аспектами жизни школьники и студен-
ты все же более удовлетворены, чем взрослые. Из предложенных
34 аспектов жизни школьники более, чем взрослые, удовлетворены
29, студенты более удовлетворены 31 аспектом жизни. Наиболее яр-
кие отличия проявляются в том, что взрослые гораздо больше
школьников и студентов обеспокоены нравственной атмосферой в
обществе, дефицитом духовности СМИ, резким расслоением обще-
ства на богатых и бедных, насаждаемым негативизмом и агрессивно-
стью в обществе, незащищенностью и малой ценностью жизни.
Школьники больше, чем взрослые и студенты, обеспокоены трудно-
стями в личной жизни и тем, что приходится заниматься неинтерес-
ной учебой.
Последний вопрос:
«В какой мере Вас устраивает жизнь?»
поз-
воляет получить оценку общей удовлетворенности жизнью. Вариан-
ты ответа: 5 — вполне устраивает; 4 — по большей части устраивает;
3 — отчасти устраивает, отчасти не устраивает; 2 — по большей ча-
сти не устраивает; 1 – совершенно не устраивает (рис. 4). В результа-
те обработки ответов выяснилось, что старшеклассники удовлетво-
рены жизнью больше, чем студенты и взрослые.
Обсуждение результатов.
Результаты оценки уровня сформиро-
ванности нравственных убеждений позволяют описать некоторые
особенности в нравственной позиции как взрослых и молодежи, так и
всей выборки в целом.
Во-первых, результаты, к сожалению, подтверждают невысокий
нравственный уровень нашего общества. Около половины опрошенных
считают допустимым при-
сваивать чужое и около трети
вполне допускает для себя воз-
можность получения взятки.
Во-вторых, нравственный
уровень старшего поколения
все же достоверно выше по
сравнению с группой молоде-
жи в целом (р = 0,001 и 0,009
для двух убеждений). Причем
особенно большой разрыв
между поколениями выявлен в
отношении к взяточничеству.
Если среди взрослых 34 %
убеждены в неприемлемости
получения взяток, то среди
школьников таких уже в 2,3
раза меньше (15 %).
Рис. 4.
Отличия в уровне общей
удовлетворенности жизнью