Результаты исследования нравственной и жизненной позиции молодежи…
13
все же выше, чем у молодежи. Мнения взрослых относительно допу-
стимости нарушения нравственных норм еще различаются, среди них
много людей, не допускающих для себя нарушение нравственных
норм. Нравственная позиция молодежи более единообразна, смещена
в сторону допустимости нарушения нравственных запретов. По срав-
нению со взрослыми среди молодежи в 1,4–2 раза меньше тех, кто
считает недопустимым присваивать чужое и брать взятки.
Взрослые считают, что в стране очень много социальных и нрав-
ственных проблем, студенты это тоже понимают, но, вероятно, уже
приспособились, а для старшеклассников это нормальные условия
жизни. Возникает вопрос: можно ли и нужно ли в стенах вуза, где
студенты 5–6 лет получают образование, пытаться воспитывать более
высокую нравственную и гражданскую позицию студентов? В Законе
РФ «Об образовании» сказано: «Под образованием… понимается це-
ленаправленный процесс
воспитания
и обучения в интересах челове-
ка, общества, государства…». Как видим, в Законе «Об образовании»
воспитание стоит на первом месте. Почему? Для многих, хотя и не
для всех, преподавателей ответ очевиден, так как для некоторых на
первом месте стоит успеваемость.
В подтверждение первостепенной важности воспитательного
процесса приведем мнение всемирно известных людей. Аристотель
писал: «Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности,
тот более идет назад, чем вперед» [9, с. 512]. Президент В. Путин,
выступая 11 апреля 2012 г. с отчетным докладом перед депутатами
Государственной Думы, сказал: «…Если мы не восстановим тради-
ционное отношение к базовым моральным ценностям, то никакие
меры экономической и социальной политики не принесут устойчиво-
го результата» [10].
Воспитательная работа педагога и психолога (а каждый педагог
должен быть, по большому счету, и психологом) успешна тогда, ко-
гда они затрагивают темы, интересующие и волнующие собеседника.
Проведенные исследования показали, что и школьники, и студенты,
и взрослые в высокой степени не удовлетворены плохой политиче-
ской и социально-экономической обстановкой в стране, резким рас-
слоением общества на богатых и бедных, безответственностью
властных структур, алкоголизацией и наркотизацией детей и моло-
дежи (см. табл. 2). Поэтому через обсуждение этих проблемных для
страны вопросов можно найти подходы к нравственному воспитанию
молодого поколения. Учащимся можно пояснить, что именно паде-
ние нравственного уровня народа, а также руководителей и чиновни-
ков самого разного ранга является первой причиной тех социально-
экономических условий жизни, которыми учащиеся не удовлетворе-
ны. Обсуждение этих волнующих «отцов» и «детей» тем после лек-
ций, на смотрах или в частных беседах может вызвать отклик в душе