В.Н. Зубов, И.В. Нехорошева
10
Третья особенность заключается в том, что среди взрослых еще
наблюдается разброс точек зрения, а мнения молодежи уже более
схожи, и их нравственная позиция смещена в сторону допустимости
нарушения нравственных норм.
В представлении школьников экономическое положение России
и материальное положение их семей являются удовлетворительными,
а существующие условия жизни — вполне хорошими (см. табл. 1).
Поэтому они не отмечают выраженной неудовлетворенности многи-
ми негативными процессами, происходящими в обществе (см.
табл. 2). Эти результаты могут быть объяснены тем, что их сознание
заполнено в основном личными проблемами и учебой. Экономиче-
ские и социальные аспекты жизни общества еще не затрагивают
школьников до тех пор, пока они живут под крылом своих родителей
и на них не сваливается груз проблем, тяготящий взрослых. Кроме
того, СМИ, окружающая среда и изменившиеся нормы жизни фор-
мируют у них мнение, что сегодняшние социальные условия и нрав-
ственные нормы жизни — это нормальные условия, что так и должно
быть. По мнению председателя Союза кинематографистов России
Н.С. Михалкова, «общее состояние того, что происходит, мягко го-
воря, оставляет желать намного лучшего, потому что оно катастро-
фично. Это некое оскотинивание, которое происходит с нами — с
образованием, со школами...» [6]. А поскольку большинство предста-
вителей сегодняшней молодежи другого не видели и не знают, то ма-
ловероятно, что, повзрослев, они вдруг захотят построить более
справедливое и честное общество.
Такое неполное представление будущих студентов о жизни
можно и должно восполнить за счет воспитания в стенах вуза. Во
время обучения происходит смена стадий личностного развития. За-
вершается период юношества и наступает период ранней взрослости.
Это становится особенно заметно после 3-го курса. Время обучения
на 4–5-м курсах способствует становлению более взрослой жизнен-
ной позиции, более глубокого мировоззрения. Если в этот переход-
ный период обращать внимание студентов на проблемы страны, бед-
ственное положение множества людей, то, может быть, удастся у не-
которых из них пробудить сострадание к другим людям, привить
менее эгоистическую жизненную и более активную гражданскую по-
зицию, в частности, желание что-то сделать ради будущего страны, а
не только ради себя самого.
Ответы студентов вызывают даже больше беспокойства, чем от-
веты школьников. С одной стороны, студенты, в отличие от школь-
ников, гораздо менее оптимистично оценивают экономическое поло-
жение России, материальное положение семьи (см. рис. 2, 3) и условия,
созданные в стране для реализации разных целей (см. табл. 1), и даже
менее удовлетворены жизнью в целом. В перечисленных случаях от-