Результаты исследования нравственной и жизненной позиции молодежи…
11
веты студентов ближе к ответам взрослых, чем к ответам школьни-
ков. Действительно, студенты, в отличие от школьников, немного
больше интересуются политикой и новостями, более вовлечены в со-
циально-экономическую жизнь страны. Многие из них, пытаясь жить
независимо от родителей, подрабатывая, чаще сталкиваются с труд-
ностями жизни. Возможно, поэтому студенты, как и взрослые, невы-
соко оценивают условия, созданные в стране для реализации разных
целей.
Однако, с другой стороны, зная и понимая многие реалии совре-
менной жизни, студенты не отмечают выраженной неудовлетворен-
ности ими, не отличаясь в своих ответах от школьников. Например,
студенты более спокойно относятся к угрожающей криминальной
обстановке, резкому расслоению общества на богатых и бедных,
незащищенности и малой ценности жизни, нестабильности и ухудше-
нию жизненных условий (см. табл. 2). В отношении школьников
подобный результат еще можно объяснить тем, что они плохо пред-
ставляют себе современные условия жизни. Но как объяснить анало-
гичный результат в ответах студентов? Возможно, у студентов, начи-
нающих понимать нелегкие современные социально-экономические
условия жизни, еще не накопилось недовольство ими, их молодость,
надежды на будущее несколько скрашивают восприятие жизни.
Но возможны и менее оптимистичные причины. Скорее всего, студен-
ты уже адаптировались к нормам жизни современного общества, где
забота о ближнем устарела, а вот конкурентоспособность приветству-
ется. Теперь молодые люди выстраивают свои планы с учетом совре-
менных реалий, предполагающих периодически переступать через
нравственные нормы, мало заботиться о справедливости своих по-
ступков и вообще о других людях. Ведь именно такой путь жизни поз-
воляет добиться высокого материального достатка и статуса. Иными
словами, студенты понимают многие проблемы общества, но они их
мало волнуют. И в этом большое упущение вузовской системы воспи-
тания, которой, в общем-то, сейчас нет и, скорее всего, не предвидит-
ся. Например, в заявлении Ученого совета филологического факульте-
та МГУ от 22 ноября 2012 г. под названием «О реформе образования,
ее итогах и перспективах» отмечается, что, как следует из текста Про-
граммы развития образования до 2020 г., утвержденной недавно пра-
вительством РФ, «Правительство РФ полностью удовлетворено сде-
ланным до сих пор в указанной области (образования) и не собирается
корректировать образовательную политику» [7].
Отношение молодежи к нравственному климату в обществе за-
служивает отдельного рассмотрения. По результатам исследований
все три группы близки в своих оценках морально-нравственной об-
становки в стране как неспокойной, напряженной и непредсказуемой.
Однако при этом вызывает обеспокоенность большая разница в от-