Результаты исследования нравственной и жизненной позиции молодежи…
3
Следует подчеркнуть, что выборку старшеклассников в основном
составили учащиеся, которые собирались поступать в вузы. Резуль-
таты сравнения ответов студентов и старшеклассников также пред-
ставляют интерес, поскольку старшеклассники придут на смену сего-
дняшним студентам. И для педагогов вузов важно было бы знать,
кому они будут преподавать через 1–2 года, насколько мировоззре-
ние выпускников школ отличается от мировоззрения сегодняшних
студентов и в чем именно состоят эти отличия.
Группа старшеклассников была обозначена как «Шк» (от слова
«школьники»), группа студентов обозначена как «Ст», взрослые — «Вз».
Методы исследования.
Эмпирический материал был собран в
основном методом группового анкетирования. Из статистических ме-
тодов обработки данных проводился анализ достоверности различий
между группами «Шк», «Ст», «Вз» в уровне выраженности какого-
либо признака с помощью критерия U Манна-Уитни.
Методики исследования.
Исследование проводилось с примене-
нием модифицированной методики «Интегральная оценка качества
жизни» (ИОКЖ) [5]. Методика ИОКЖ разработана в 2006 г. кандида-
том психологических наук В.И. Кулайкиным совместно с доктором
психологических наук, профессором Н.П. Фетискиным на основе работ
по качеству жизни доктора психологических наук, кандидата медицин-
ских наук, профессора Г.М. Зараковского, а также диагностического
опыта измерения качества жизни, накопленного в ВЦИОМ и Левада-
центре. Из методики использовались вопросы, позволяющие получить
оценку условий жизни и удовлетворенность ими. Условия жизни оце-
нивались с помощью вопросов: «Оцените экономическое положение
России», «Оцените материальное положение семьи», «Оцените мораль-
но-нравственную обстановку в стране», «Насколько хороши условия,
созданные в стране для реализации разных целей?». Удовлетворенность
условиями жизни изучалась с помощью вопроса: «Какие причины вы-
зывают неудовлетворенность жизнью?». Общая удовлетворенность
жизнью
изучалась с помощью
вопроса: «В какой мере Вас устраивает
жизнь?». Ответы на некоторые вопросы предлагалось дать по
5-балльной шкале. В других вопросах варианты ответов сформулирова-
ны в виде словесных определений, упорядоченных по нарастанию каче-
ства, которые при обработке переводились в баллы порядковой шкалы.
Из множества нравственных характеристик в данном исследова-
нии оценивались нравственные убеждения респондентов о недопу-
стимости присваивать чужое и брать взятки. Эти убеждения были
выбраны потому, что присвоение чужого и взяточничество — одни
из основных проблем нашего общества, которые крайне негативно
влияют на жизнь населения в целом и в то же время становятся все
более допустимыми явлениями в сознании людей.
Для диагностики убеждений «не присваивать чужое», «не брать
взятки» были разработаны новые методики в соответствии с цен-