В.Н. Зубов, И.В. Нехорошева
14
студентов и позволит более эффективно вести работу по воспитанию
нравственной и гражданской позиции молодого поколения.
Однако вопросам воспитания в школах, и особенно в вузах, уде-
ляется все меньше и меньше внимания. В вузах есть кураторы учеб-
ных групп. Но в основном акцент в их работе сделан на повышении
успеваемости студентов, а воспитательная работа все больше при-
ближается к нулю, так как страна сейчас переходит на самофинанси-
рование вузов и оказание «образовательных услуг». В новом Феде-
ральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федера-
ции», вступившем в силу 1 сентября 2013 г., среди целей высшего
образования воспитание не рассматривается, и вообще во всей главе
«Профессиональное образование», в том числе в статье 69 «Высшее
образование», слово «воспитание» отсутствует. В данном законе це-
лью высшего образования в нравственном плане является лишь «
удо-
влетворение потребностей
личности в … культурном и нравствен-
ном развитии». Выражаясь иначе, за вузами оставляется только лишь
возможность оказания услуги по удовлетворению потребности сту-
дента в нравственном развитии. А если у студента этих потребностей
нет? Тогда какое общество мы выстроим в будущем?
«Необходимо возродить воспитание как краеугольный камень
образовательного процесса и прекратить, наконец, считать образова-
ние сферой услуг» [4]. Каждый преподаватель, и особенно куратор,
как и классный руководитель в школе, мог бы оказать большое влия-
ние на воспитание молодежи. Однако такая работа требует больших
затрат времени, психических и физических сил. К сожалению, это
далеко не всегда находит должное понимание и поддержку на разных
уровнях. Даже президент США Теодор Рузвельт считал, что «воспи-
тать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — зна-
чит, вырастить угрозу для общества» [11, с. 110].
ЛИТЕРАТУРА
[1]
Беляева Л.А. Динамика отношения россиян к социально-экономическим
и политическим изменениям.
Социологические исследования
, 2011, № 10,
с. 11–25.
[2]
Левашов В.К.
Социополитическая динамика российского общества:
2000–2006
. Москва, Academia, 2007, 514 с.
[3]
Юревич А.В. Нравственное состояние современного российского обще-
ства.
Социологические исследования
, 2009, № 10, с. 70–79.
[4]
Заявление пленума Правления ООО «Союз кинематографистов России»
от 16 апреля 2012 г.
URL:http://www.unikino.ru/component/k2/item/
1708.html (дата обращения 02.12.2013).
[5]
Фетискин Н.П., Кулайкин В.И., Миронова Т.И.
Психодиагностика каче-
ства жизни в российской ментальности
. Москва–Кострома: КГУ
им. Н.А. Некрасова, 2006, 117 с.