В.Н. Зубов, И.В. Нехорошева
8
Окончание табл. 2
Степень неудовлетворенности каждой
причиной по 5-балльной шкале (5 —
наибольшая неудовлетворенность;
4 — меньшая и т. д.)
Средние
значения
p-level
Шк. Ст. Вз. Шк.
Ст.
Ст.
Вз.
Шк.
Вз.
Не нравится, как работают органы
местной власти
3,3 3,3
3,6
Нестабильность и ухудшение жиз-
ненных условий
3,1 3,1
3,6
***
*
Низкий уровень чувства долга
2,5 2,8 3,4
***
****
Угрожающая криминальная об-
становка
2,9 2,7 3,3
***
Плохое медицинское обслуживание 2,7 3,0 3,3
*
**
Низкие доходы
2,5 2,9 3,3 **
* ***
Разрушение родственных связей
3,0 3,1 3,3
Чувство беспомощности и ненуж-
ности в быстро меняющемся мире 2,7 2,4 3,2
****
**
Трудно открыть и вести собствен-
ное дело
3,0 3,0 3,0
Не хватает здоровья
2,0 2,4 2,9 *
***
****
Плохая экология в месте проживания 2,7 2,5 2,9
**
Мешают особенности характера
2,2 2,3 2,5
Нет достаточных способностей
2,2 2,1 2,5
**
Имеются трудности в личной жизни 2,7 2,4 2,4
Приходится заниматься не инте-
ресной для меня работой
или учебой (основной сферой дея-
тельности)
2,9 2,4 2,3 **
**
Примечание:
жирным выделены аспекты жизни, которыми группы не удо-
влетворены в наибольшей степени. Среди цифр жирным выделены значения
выше 3,5 балла.
По данным табл. 2 видно, что есть стороны жизни, которыми в вы-
сокой степени не удовлетворены как школьники, так и студенты, и
взрослые.
Во-первых, оказывается, что все три группы больше всего недо-
вольны алкоголизацией и наркотизацией детей и молодежи, хотя сту-
денты более спокойно относятся к этой проблеме. Для исследователей
был неожиданным ярко выраженный результат в отношении школь-
ников. По-видимому, это объясняется воспитательным воздействием
школы, где, как правило, уделяется большое внимание антиалкоголь-
ному воспитанию. Кроме того, возможно, сказывается то, что по
окончании 9 классов школу покидают те, кто не хочет учиться даль-