1
УДК 378(091)
Промышленный дизайн
как элемент проектной культуры
© С.А. Власов, И.Р. Назарова
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Современное состояние промышленного дизайна демонстрирует нам ограничен-
ность его возможностей при организации гармоничной предметной среды обита-
ния человека. Решение данной проблемы связано с необходимостью выхода дизай-
нерской деятельности в социально-культурный контекст, расширяющий возмож-
ности поиска средств проектирования целостного рукотворного мира второй
природы. Синкретизм культуры может стать перспективной и плодотворной
моделью развития дизайна будущего.
Ключевые слова:
дизайн, предметная среда, проектная культура, промышленный
дизайн, синкретизм, технократизм, ценности.
В поисках эффективной модели становления конкурентоспособ-
ного российского производства далеко не последнюю роль играет
дизайнерская деятельность. В последние десятилетия в развитых
странах дизайн определяет и номенклатуру, и качество создаваемого
продукта, а значит, и масштабы производства национальных эконо-
мических систем. Включенный в социокультурный контекст, дизайн
может оказывать серьезное влияние как на процессы трансформации
общества в целом, так и на человека.
Дизайн как проектная деятельность связан с разработкой промыш-
ленных изделий с высокими потребительскими свойствами и эстетиче-
скими качествами, необходимыми для формирования гармоничной
предметной среды [1]. Английский теоретик дизайна Дж. К. Джонс от-
мечал, что целевой установкой проектирования любого вида является
изменение окружающей человека искусственной среды обитания. Од-
нако, несмотря на осознание культурно-исторического характера про-
ектной деятельности теоретиками, сегодняшний рядовой проектиров-
щик не решается признать себя причастным к историческому творче-
ству, а тем более взять на себя ответственность за изменения, проис-
ходящие на Земле и во Вселенной, за нарушение принципа целостно-
сти предметно-пространственной среды обитания человека. В проти-
воположность этому, в проектной идеологии, которую можно услов-
но назвать «новой», появляется возможность преодоления узкого
профессионализма традиционного проектирования и осознания куль-
турно-исторической сущности проектного творчества. Этот процесс
тесно связан с возникновением новейших форм и методов проектной
деятельности, к которым, безусловно, относится дизайн.