С.А. Власов, И.Р. Назарова
2
Процесс интенсификации практического приложения дизайна и
повышения эффективности его результатов требует расширения и
углубления представлений о сущности и возможностях этого вида
деятельности. Роль дизайна не может быть ограничена решением
только предмето- и формообразующих задач. Дизайн — это сложная,
подвижная проектно-творческая деятельность. Поэтому ее выход в
более широкий социокультурный контекст актуализирует выявление
тех возможностей дизайна, которые способствуют организации це-
лостных предметных систем и процессов. В связи с этим не менее
актуальной становится проблема выбора оснований для такого рода
«строительства». Печальный опыт, связанный с технократическими
проектами по конструированию природной и социальной среды оби-
тания человека с заранее заданными свойствами, обусловливает ин-
терес к мышлению дизайнера как источнику проектных идей.
Стремление к тотальному преобразованию мира на рациональ-
ных началах, рожденное в недрах европейской философии Просве-
щения, открывает путь к возникновению в странах Запада техноло-
гической деятельности, направленной на преобразование природного
и социального бытия. В итоге традиционное общество эволюциони-
рует в индустриальное, где жесткие промышленные технологии, по-
степенно разрушая природу, приводят к глобальному экологическо-
му кризису. Технологический натиск явно превысил естественные
возможности природы и культуры. Вот почему для восстановления
утраченного равновесия так важно проанализировать те средства
проектной дизайнерской деятельности, которые непосредственно
связаны с практикой создания искусственной природы.
Творческий характер процесса проектирования предметной среды
сопряжен со свободой поиска решения возникшей проблемы. Однако
свобода не может быть абсолютной, поскольку в этом случае проекти-
ровщик перестает ощущать себя частью природы и общества, отрыва-
ется от естественной и культурной истории, освобождается от ответ-
ственности за принимаемое решение. Такое возможно лишь при рез-
ком снижении способности к рефлексии, что недопустимо в условиях
обозначенной выше кризисной ситуации. Необходимость осознания и
осмысления единства системы «природа — общество — культура»
требует стимулирования рефлексивной деятельности дизайнера-
проектировщика вплоть до философского уровня. Данное требование
объясняется тем, что рефлексия направлена на сложное системное об-
разование, связанное как с предельными основаниями бытия и мыш-
ления, так и с миром человеческой культуры в целом. В качестве од-
ной из основных характеристик мышления, ориентированного на бу-
дущее, можно выделить холизм как «понимание широкого или даже
глобального контекста всякой исследуемой проблемы, т. е. умение
контекстуализировать знание, а также понимание общих законов инте-