Промышленный дизайн как элемент проектной культуры
5
ничному, экологичному, естественному, с одной стороны, и нестан-
дартному, остроумному, оригинальному — с другой. Используя раз-
личные знания и методы художественного проектирования, есте-
ственных, социально-экономических и гуманитарных наук, он пыта-
ется интегрировать их в структуру своей деятельности.
Такую кропотливую и сложную работу можно уподобить лаби-
ринту с бесконечным хождением вперед и назад, возвращением по
собственным следам, поиском частей чего-то общего и получением
фрагментарных результатов, напоминающих мозаичный объект.
В этой ситуации неопределенности целостность мира как бы ускольза-
ет. Но дизайнер продолжает процесс поиска адекватных средств выхо-
да из хаоса форм предметной среды обитания, одновременно создавая
новый хаос. Одна из причин данного феномена, по всей видимости,
связана со скоростью и сложностью изменений, непрерывно происхо-
дящих в современном мире, прежде всего в сфере технико-
технологических разработок. Кроме того, этот мир изобилует кон-
трастами: высокие технологии соседствуют с первобытными инстинк-
тами; между богатством и нищетой — чудовищный разрыв; грандиоз-
ные взлеты человеческого интеллекта в поисках разумного устройства
бытия уживаются с безудержной потребительской гонкой.
Адаптационные механизмы человеческой психики в данной си-
туации могут вполне закономерно давать определенные сбои. Но же-
лание видеть мир целостным заставляет дизайнера продолжать твор-
ческий поиск основания этого единства, брать на себя роль своеоб-
разного социального навигатора. Определенные перспективы в ре-
шении подобного рода проблем открывает методология «сложност-
ности», или Complexity, как отвечающая в наибольшей степени духу
современности. Характерными чертами сегодняшней исторической
ситуации в данной методологии считаются инновационно-про-
ективная устремленность в будущее, радикальный плюрализм, все-
мерное умножение различий, гипердинамизм и континуальность всех
изменений, а также непредсказуемость поведения образуемых в ре-
зультате этого систем [4].
Наиболее перспективным поиск оснований единства проектируе-
мого будущего с опорой на методологию «сложностности» нам видит-
ся в культурном контексте, поскольку культура, равно как и творче-
ство, принципиально синкретична. Такой контекст тем более оправдан
в связи с претензией Дизайна на роль проектной культуры. Поэтому
при проектировании целостной среды обитания не обязательно выду-
мывать новые понятия, категории, методы, можно попытаться пере-
осмыслить старые. Может быть, на пути поиска выхода из хаоса ис-
кусственной природы обращение к ретроспективе окажется плодо-
творным и превратится в нашу перспективу. Возможно, идеалом про-
ектной мыследеятельности станет некий новый синкретизм [5]. Имен-