Промышленный дизайн как элемент проектной культуры - page 6

С.А. Власов, И.Р. Назарова
6
но новый, т. е. построенный заново. Здесь снова придется задуматься
о фундаментальных принципах такого строительства, о той онтоло-
гии, которая определяет наше миропонимание, оказывающее серьез-
ное влияние на организацию жизнедеятельности как общества в це-
лом, так и отдельных профессиональных групп, включая профессио-
нальную деятельность дизайнера.
В связи с этим уместно самое общее сравнение науки и культуры
с точки зрения их содержательности, строгости, чистоты понятий и
пр. Безусловно, в процессе своего развития наука добилась искомой
строгости и чистоты построения научного знания, но при этом лиши-
лась синкретизма и той содержательности, которые характерны для
культуры. Вместе с тем любая профессиональная деятельность орга-
низована именно на научных принципах (научная организация тру-
да). Вот почему для реализации содержательности и целостности
промышленный дизайн должен расширить границы своей професси-
ональной предметности и выйти в более широкий социокультурный
контекст. Такое расширение не ограничивается уже имеющимся вза-
имодействием между различными видами дизайн-деятельности, где
промышленный дизайн играет ведущую роль. Например, при типо-
вом проектировании домов индустриального строительства промыш-
ленный дизайн вторгается на территорию архитектурного; при про-
ектировании различных знаковых средств, световых табло — на тер-
риторию графического. В данном случае речь идет о необходимости
учета современных, достаточно сложных реалий, таких как:
обострение экологической обстановки в мире;
размывание, а порой и уничтожение культурного национально-
го колорита, самобытности в условиях глобализации;
возрастание ответственности дизайнера за принятие решения на
стадии проектирования предметной среды в связи с ее явной дегума-
низацией и агрессивной технократизацией;
коммерциализация большинства сфер жизнедеятельности,
включая дизайнерскую, и др.
Обозначенное выше требует включения в проектную культуру и,
соответственно, в деятельность промышленного дизайнера таких цен-
ностных ориентиров, которые помогли бы если не разрешению, то хотя
бы ослаблению предметно-средовых противоречий, вызванных данны-
ми проблемами. В поисках стратегической линии своего развития об-
щество все чаще сталкивается сегодня с вопросами, традиционно вы-
зревавшими в глубинах философских систем: о смысле, месте и предна-
значении человека на Земле, о красоте, добре, истине. Оставить эти во-
просы без ответа или переадресовать будущим поколениям на данный
момент уже невозможно — адресат попросту может отсутствовать.
В связи с этим первоочередной для промышленного дизайна нам видит-
ся задача переосмысления именно ценностных деятельностных ориен-
1,2,3,4,5 7,8
Powered by FlippingBook