Промышленный дизайн как элемент проектной культуры
7
тиров, совокупность которых мы уже назвали
культурой проекта
.
В этом сложном образовании приоритетное значение, на наш взгляд,
должны получить морально-этические принципы, которые в условиях
господства рыночных отношений оказались в тени голого прагматизма.
В жесткой конкурентной борьбе вопрос «что делать?» не должен затме-
вать вопроса «как делать?».
Укрепление глобальной устойчивости и защита окружающей
среды актуализируют распространение принципов глобальной этики,
что делает необходимым включение экологического дизайна в про-
мышленный в качестве его составной части. При этом принцип
А. Швейцера «благоговение перед жизнью» должен стать основой
проектной деятельности.
Синкретизм проектной культуры может быть обеспечен только за
счет многообразия и разнообразия составляющих ее элементов, к ко-
торым следует отнести, например, региональный дизайн (итальян-
ский, скандинавский, японский и др.), помогающий противостоять
унификации и стандартизации формообразования промышленных
изделий в условиях глобализации. Поддержка культурного разнооб-
разия общества, несмотря на процессы глобализации, также стано-
вится важнейшей составной частью промышленного дизайна.
В проектной деятельности дизайнера должна усиливаться про-
гностическая составляющая, что возможно при налаживании взаимо-
действия промышленного дизайна с футуродизайном. Это поможет
избежать многих нежелательных негативных последствий реализа-
ции проекта. Весьма эффективным в этом направлении является сце-
нарное моделирование, позволяющее на основе мыслительной моде-
ли, созданной творческим воображением дизайнера, «проиграть» все
возможные стороны бытия проектируемой вещи или комплекса объ-
ектов и сделать вывод о совокупности требований к ним, о тех свой-
ствах и качествах, которые следует им придать.
Обозначенные проблемы и вытекающие из них задачи дизай-
нерского проектирования потребуют от общества в целом и от со-
циального института образования в частности найти способы «вы-
ращивания» философски грамотных дизайнеров, «служителей гу-
манности». При высоком уровне профессионализма они не должны
терять целостного представления о мире и месте человека в нем.
Рукотворный предметный мир дизайна входит в культуру в качестве
элемента, поэтому в нем должно быть отражено целое, т. е. сама
культура. Если такой целостный взгляд не присущ дизайнеру, то
результаты его деятельности, оказываясь вне культурных рамок,
приводят к негативным последствиям, так называемым рукотвор-
ным рискам различного уровня, вплоть до глобального. Такого ро-
да требования оказываются сопряженными с некоторым универса-
лизмом личности, который выражается в развитии способностей к
ориентированию в современном информационном пространстве,