С.А. Власов, И.Р. Назарова
4
ния, функционирования, но и развития гармоничной среды обитания
(второй природы) методами и средствами дизайна. Изучение данных
закономерностей актуализируется необходимостью более рациональ-
ного и подлинно человеческого освоения второй природы и входит в
предметное поле исследования технической эстетики. Данная научная
дисциплина комплексно изучает социальные, эстетические, эргономи-
ческие, функциональные и технические аспекты формирования пред-
метной среды и формулирует научно-методические основы дизайнер-
ской деятельности. Такая комплексность объясняется тем, что дизайн
связан одновременно и с производством предметов функционального
назначения, и с их потреблением. Другими словами, эта деятельность
всегда имеет адресата, включенного в сложную систему социальной
коммуникации. В связи с этим открывается весьма важная функция
дизайна — управленческо-коммуникативная. Речь идет о возможности
формирования не только эстетического вкуса при восприятии пред-
метной среды, но и разумных потребностей при ее эксплуатации сред-
ствами коммуникации в сфере дизайна [1]. Сюда можно отнести не
только развитие системы концептуальной, методической и прикладной
информации, но и активизацию издательской и выставочной деятель-
ности, проведение теоретических и научно-практических семинаров и
конференций различных уровней. Эффективность этих мероприятий
во многом будет зависеть от господствующих в обществе культурных
ценностей и степени их освоения и усвоения как дизайнерами, так и
потребителями дизайн-продукции. Сегодня по-прежнему актуально
соотношение таких ценностей, как красота и польза.
Утилитарный, логический аспект, обеспечивающий практические
жизненные потребности, и эстетический, гармонический аспект, удо-
влетворяющий специфическую потребность в прекрасном, художе-
ственно осмысленном бытии, сливаются в понятии целостности. Це-
лостность как двуединство красоты и пользы всегда была в центре
внимания человека созидающего. Об этом свидетельствуют харак-
терные ценностные категории разных культур — от древнегреческой
«калокагатии» до старославянского «благолепия».
Целостное смысло- и структурообразование проектируемого из-
делия, комплекса, предметной среды в неразрывном единстве их ути-
литарной и эстетической сторон осуществляется дизайнером в соот-
ветствии с современным ценностным художественно-культурным
идеалом. В итоге в проекте реализуются полнота деятельностных
проявлений и высота культурных достижений общества.
Однако современный социально-культурный диапазон достаточ-
но размыт, что обусловливает многообразие форм дизайна, разброс
его устремлений, культурных ориентаций, методов и технологий и,
наконец, результатов. Дизайнер в своих проектных образцах, как бы
улавливая «дух времени», пытается соединить стремление к орга-