Промышленный дизайн как элемент проектной культуры
3
грации, коэволюции и взаимосогласованного устойчивого развития
различных сложных структур в мире» [2, с. 160]. Именно холистиче-
ское мышление поможет, на наш взгляд, осознанию сопричастности
дизайнерской деятельности историческому и социальному творчеству.
В этой связи актуальным с исследовательской точки зрения явля-
ется еще один аспект рассмотрения дизайна. Учитывая то, что про-
ектность становится сегодня характеристикой практически любой
человеческой активности (собственно конструкторской, плановой,
административной, политической, реформаторской, научной, образо-
вательной и пр.), теоретики проектирования предложили ввести но-
вое понятие
проектной культуры
[3].
Эта разновидность культуры
часто именуется «Дизайном» с большой буквы, что означает тоталь-
ный характер проектности как ценности, являющейся важным со-
держательным элементом человеческой деятельности во всем ее мно-
гообразии, включая мыследеятельность. «Постулат объективности
заменяется постулатом проектности. Процедура открывания сложно-
го мира заменяется техникой дизайна, воплощения воображаемого и
конструирования желаемого» [2, с. 144]. Для практики проектирова-
ния важна способность к многоуровневому мышлению, творческому
поиску вне зависимости от концептуального материала.
На формирование и реализацию проектных замыслов (продуктов
мыследеятельности) оказывают влияние многие факторы, исследо-
вание которых может способствовать выработке некоторой страте-
гии, направленной против агрессивного технократизма, дегуманиза-
ции жизни, приоритета ее рыночных регуляторов, абсолютизации
роли искусственной природы и т. д. Условно такую стратегию можно
назвать
культурой проекта.
Данный феномен предлагается пони-
мать как некоторую ценностную матрицу, определяющую стратегию
деятельности проектировщика во всех ее формах и видах, включая
деятельность промышленного дизайнера.
Промышленный дизайн, как разновидность дизайнерской дея-
тельности, направлен на художественное проектирование образцов
изделий функционального назначения, изготавливаемых промыш-
ленными методами [3]. Учитывая степень разнообразия таких изде-
лий (от сферы производства до сферы быта), можно заключить, что
промышленный дизайн является важнейшим источником предметно-
го наполнения среды обитания человека и тем самым несет инфор-
мацию о постоянно совершенствующемся мире предметов и о харак-
тере их назначения. Однако предметы не только производятся, но и
потребляются человеком, а среда обитания не только формируется,
но и функционирует.
Информация о процессах подобного рода представляется важной
и необходимой для выявления закономерностей не только формирова-