Перспективы развития взаимоотношений личности и государства в современной России
5
ций каждого индивида, противоречий и конфликтов, без чего нельзя
представить себе животворящий дух истории.
Естественно, что формирование гражданского общества нераз-
рывно связано с формированием идей индивидуальной свободы, са-
моценности каждой отдельно взятой личности. Следовательно, его
несущими конструкциями являются все те институты, организации и
группы, которые призваны содействовать всесторонней реализации
личности, ее потенций, интересов, целей, устремлений. В результате
социальная жизнь оказывается ареной столкновения и сотрудниче-
ства конкурирующих друг с другом групп, вступающих в разного ро-
да союзы, коалиции, компромиссы, соглашения. Это помогает груп-
пам уравновешивать друг друга, удерживая всю социальную и поли-
тическую систему в своеобразном равновесии, препятствуя резкому
сдвигу общественно-политической оси влево или вправо. Все эти ин-
ституты, организации и центры служат в качестве опор и референт-
ных групп для отдельных личностей в их взаимоотношениях с госу-
дарством. В значительной мере степень независимости граждан от
государства пропорциональна степени полицентричности распреде-
ления власти в обществе.
Сущностной характеристикой гражданского общества является
своеобразный эклектизм — сочетание и учет интересов самых разно-
образных политических сил, что предполагает столкновения, проти-
воречия, конфликты между ними, дополняющиеся противоречиями
между частными и государственными интересами. И. Кант писал о
том, что человек стремится к гармонии, но природа лучше знает, что
хорошо для рода человеческого: она хочет дисгармонии. Это не в
меньшей мере верно для общества. Средством полного развития че-
ловеческих сил природа избирает противоборство этих сил в обще-
стве. Это противостояние — тоже форма общения и общежития, хотя
и «антиобщественного».
Человеку по самой своей природе присуща склонность делать все
по-своему. Естественно, что в этом отношении он встречает проти-
водействие со стороны других индивидов, которые также стремятся
делать все по-своему.
Но, вместе с тем, главное предназначение гражданского общества
состоит в достижении консенсуса между различными социальными
силами и интересами. Оно призвано определить нормы и границы,
способные блокировать разрушительные потенции борьбы различ-
ных сил и направить ее в созидательное русло. Противоречия и борь-
ба перестали бы выполнять функцию двигателя общественно-
исторического прогресса, если бы они оставались безысходным и
непримиримым антагонизмом между людьми.
Еще Кант ввел понятие «моральной автономии» личности, со-
гласно которому о правовом государстве можно говорить лишь там,