С.А. Соболева
2
тические философы усматривают в борьбе этих тенденций общую
закономерность новейшего времени — происходящую смену регуля-
торов поведения человека. На место жесткого внешнего контроля
государства и его институтов приходят внутриличностные регулято-
ры — совесть, убеждения, ценности, в которые человек верит.
Степень свободы личности в государстве определяется ее право-
вым статусом, который состоит из комплекса прав и свобод, а также
обязанностей, которые государство возлагает на своих граждан. Пра-
ва и свободы неотделимы от ответственности, которая является пря-
мым следствием реального обладания личностью правами и свобо-
дами. Путем установления равной для всех ответственности за де-
виантное поведение государство уравнивает граждан в правах и со-
здает равные предпосылки для комплексного развития личности, де-
терминирует общественный прогресс, вследствие чего возникает ре-
альная возможность появления и развития гражданского общества и
правового государства.
Ответственность, по мнению Т.В. Милушевой, должна стать ос-
новополагающим принципом, в том числе и деятельности власти.
Правовой институт ответственности государства связан со способно-
стью общества предупреждать и устранять безответственность, про-
извол, беззаконие действий и поведения власти [13, c. 49].
Как известно, правовое государство — такая форма организации
и деятельности государственной власти, которой свойственны демо-
кратический режим конституционного правления, развитая правовая
система, разделение властей и их взаимоконтроль, признание и га-
рантирование прав человека и гражданина, взаимная ответственность
государства и личности.
Процесс становления правовой государственности занимает дли-
тельное историческое время. Он совершается вместе с формированием
гражданского общества и требует целенаправленных усилий. Правовое
государство не вводится единовременным актом и не может стать ре-
зультатом чистого законодательства. Весь процесс должен быть орга-
нически пережит обществом, если оно для этого созрело.
В России большинство населения, понимая необходимость неких
общих правил, готово соблюдать законы, но только при условии со-
блюдения законов представителями органов власти. Однако россий-
ская практика последних лет свидетельствует о грубейших наруше-
ниях российского законодательства чиновниками различных рангов,
проявляющихся и в деятельности «оборотней в погонах», и в кор-
рупционных скандалах, затрагивающих все уровни государственной
власти и местного самоуправления.
Формированию правовой государственности в России будут спо-
собствовать: решение социально-экономических проблем, уменьше-