УДК 159.922
ВЛИЯНИЕ МОДЕЛИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА ФИЗИЧЕСКОЕ, ПСИХИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ
БЛАГОПОЛУЧИЕ СТУДЕНТОВ
c М.З. Манвелидзе , М.Р. Худышева
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Аннотация.
Основное внимание авторы статьи уделяют проблемам нарушений
социально-психологической адаптации студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана и ока-
зания им психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Показана взаи-
мосвязь социально-педагогической помощи студентам с ослабленным здоровьем и
преодолением возникающих проблем, связанных с недостаточными возможностя-
ми организма. Детально исследуются условия коммуникативной, рефлексивной и
социальной ориентированности физкультурно-оздоровительной деятельности, в
которую включены студенты с ослабленным здоровьем. Автор убедительно до-
казывает, что улучшение структуры психологической адаптации учащихся МГТУ
им. Н.Э. Баумана связано со здоровьесберегающими технологиями, разрабатывае-
мыми и применяемыми на практике специалистами вуза.
Ключевые слова
:
здоровьесберегающие технологии, психологическая адаптация,
дезадаптация, межличностное взаимодействие, физкультурно-оздоровительная де-
ятельность.
В 2010 г. по итогам Всероссийского конкурса учреждений высшего
профессионального образования, проведенного Министерством обра-
зования и науки Российской Федерации совместно с Государственной
думой Федерального собрания Российской Федерации (фракция «Еди-
ная Россия»), МГТУ им. Н.Э. Баумана был признан победителем и по-
лучил звание «Вуз здорового образа жизни». Важнейшей из решаемых
задач руководство вуза считает сохранение и укрепление здоровья сту-
дентов. С 1996 г. в университете реализуется комплексная програм-
ма «Здоровьесберегающие технологии и профилактика социально-
значимых заболеваний в образовательно-воспитательном процессе».
В рамках реализации этой программы задействованы все структурные
подразделения МГТУ им. Н.Э. Баумана.
По некоторым данным, численность студентов с ослабленным здо-
ровьем в разных регионах страны колеблется от 20 до 40%. Студенты
вузов, университетов в зависимости от физического развития, состо-
яния здоровья и функциональной подготовки разделены на 3 группы:
основную, подготовительную и специальную. Студенты, имеющие от-
клонения в состоянии здоровья, как правило, хронические заболева-
ния или повреждения опорно-двигательного аппарата, занимаются в
специальных медицинских группах.
1