М.З. Манвелидзе, М.Р. Худышева
Актуальность исследования
определяется особенностями совре-
менного образования, при котором возникает необходимость серьезно
повышать уровень и качество образовательного процесса. Здоровье
человека влияет на его успешность во всех сферах жизнедеятельно-
сти: во многом определяет уровень учебных достижений, эффектив-
ность приобретения социального опыта, освоения различных систем
межличностных отношений, характер процесса выбора и освоения бу-
дущей профессии. На протяжении последних десятилетий во многих
исследованиях отмечается тенденция ухудшения здоровья молод¨eжи,
физической подготовленности студентов. Это обусловлено как объек-
тивными факторами — изменениями, произошедшими в экономике,
экологии, условиях труда и быта российского населения, так и отно-
шением молодого человека к собственному здоровью, которое отра-
жается в повседневном образе жизни.
Тенденцией сегодняшнего дня стал рост доли студентов, поступаю-
щих в вуз, с изначально низким уровнем здоровья. Поступление в вуз
для большинства первокурсников связано с коренной перестройкой
жизни, необходимостью адаптации к новым условиям обучения, об-
щения, быта, новым требованиям, предъявляемым к ним администра-
цией вуза, преподавателями, однокурсниками и родителями. Для сту-
дента с ослабленным здоровьем процесс адаптации затруднен в свя-
зи с низким уровнем развития физического ресурса и, кроме того, с
особой опекой, с которой к нему, как правило, относятся в семье. В
результате «цена адаптации» для таких студентов становится высо-
ка относительно уровня их возможностей. Может возникнуть сово-
купность проблем, которые носят социально-педагогический харак-
тер, и разрешить которые самостоятельно студенту с ослабленным
здоровьем трудно. Следовательно, появляется необходимость оказа-
ния им социально-педагогической помощи. Ввиду того что в осно-
ве этих проблем лежит уровень физических возможностей человека,
то и решать их целесообразно, включая студентов в физкультурно-
оздоровительную деятельность, позволяющую сохранять, развивать и
оптимально использовать ресурсы своего организма.
Анализ образовательной практики демонстрирует, что преподава-
тели физкультуры недостаточно используют воспитывающие возмож-
ности дисциплины и организуемой на учебных занятиях физкультурно-
оздоровительной деятельности. Поставленные цели, используемые
формы, методы и средства часто узкопредметно ориентированы на
освоение двигательных навыков, достижение необходимых показа-
телей физического развития. Внеучебная двигательная активность
студентов чаще всего носит не компенсирующий, а спортивный харак-
тер и организуется среди студентов с высоким уровнем физических
возможностей. Это свидетельствует о необходимости актуализации
2