М.З. Манвелидзе, М.Р. Худышева
— в реализации самостоятельного и независимого поведения, при-
нятии ответственных решений и совершении поведенческих выборов
(во многом по причине излишней опекаемости в родительской семье);
— инициировании межличностного взаимодействия со сверстника-
ми и особенно преподавателями;
— социально-бытовой адаптации, построении нового уклада жиз-
ни, организации досуга;
— ориентации в жизни вуза, его инфраструктуре, событиях, воз-
можностях участия в той или иной деятельности;
— учебной деятельности, которые во многом связаны с незнани-
ем особенностей собственного организма, неумением построить опти-
мальный режим труда и отдыха.
3. К потенциалам физкультурно-оздоровительной деятельности
применительно к процессу оказания социально-педагогической помо-
щи студентам с ослабленным здоровьем мы относим: когнитивные,
праксеологические, эмоционально-волевые потенциалы и потенциалы
развития самосознания.
4. Процесс оказания социально-педагогической помощи студентам
с ослабленным здоровьем будет эффективным при реализации следу-
ющих педагогических условий:
— сочетания в физкультурно-оздоровительной деятельности ситу-
аций успеха и ситуаций преодоления трудностей, адекватных пробле-
матике студентов с ослабленным здоровьем;
— коммуникативной, рефлексивной и социальной ориентированно-
сти физкультурно-оздоровительной деятельности, в которую включа-
ются студенты с ослабленным здоровьем;
— организации редукции накопленного студентами социального
опыта из сферы физкультурно-оздоровительной деятельности в другие
сферы социальной активности.
5. Условие сочетания в физкультурно-оздоровительной деятельно-
сти ситуаций успеха и преодоления трудностей, адекватных проблема-
тике студентов с ослабленным здоровьем, основывается на предста-
влениях о педагогической помощи, как балансе между облегчением
ситуации затруднения для воспитанника и предоставлением ему воз-
можности самостоятельно преодолевать трудности.
6. Условие коммуникативной, рефлексивной и социальной ори-
ентированности физкультурно-оздоровительной деятельности, в ко-
торую включаются студенты с ослабленным здоровьем, выделяется
нами в связи с тем, что мы рассматриваем окультуренную двигатель-
ную активность не только как средство физического, но и социального
развития личности. Для того чтобы физкультурно-оздоровительная де-
ятельность стала таким средством, необходимо, чтобы в ее контексте
8