М.З. Манвелидзе, М.Р. Худышева
Процесс оказания социально-педагогической помощи студентам с
ослабленным здоровьем в физкультурно-оздоровительной деятельно-
сти будет эффективным при реализации следующих педагогических
условий:
— сочетания в физкультурно-оздоровительной деятельности ситу-
аций успеха и ситуаций преодоления трудностей, адекватных пробле-
матике студентов с ослабленным здоровьем;
— коммуникативной, рефлексивной и социальной ориентированно-
сти физкультурно-оздоровительной деятельности, в которую включа-
ются студенты с ослабленным здоровьем;
— организации редукции накопленного студентами социального
опыта из сферы физкультурно-оздоровительной деятельности в другие
сферы социальной активности.
Условие коммуникативной, рефлексивной и социальной ориенти-
рованности физкультурно-оздоровительной деятельности, в которую
включаются студенты с ослабленным здоровьем, выделяется в связи
с тем, что окультуренная двигательная активность рассматривается не
только как средство физического, но и социального развития личности.
Для того чтобы физкультурно-оздоровительная деятельность стала та-
ким средством, необходимо, чтобы в ее контексте студент приобре-
тал актуальные для него знания, опыт полиролевого межличностного
взаимодействия, целеустремленной групповой и индивидуальной де-
ятельности, рефлексии собственного поведения.
Коммуникативная ориентированность физкультурно-оздоровитель-
ной деятельности выражается в использовании информационных
форм работы, вербализации студентом собственного состояния во
время двигательной активности и после нее, «опережающего прого-
вора» намерений, который формирует образ действий, обсуждения
командных форм взаимодействия, результатов занятия.
Коммуникативная деятельность может организовываться как в ма-
лых (часто импровизационных) формах (пятиминутный перерыв, про-
блемный вопрос, возвращение к упражнениям или игре), так и в более
продолжительных формах (беседы, дискуссии, консультации).
Коммуникативно-насыщенные формы, сопровождающие физкуль-
турно-оздоровительную деятельность, являются основой для органи-
зации ее рефлексивного опосредования студентами.
Социальная ориентированность физкультурно-оздоровительной
деятельности выражается в доминировании групповых форм двига-
тельной активности, «работы в команде». В таких формах работы
часто в упрощенном виде возникают социальные ситуации, отноше-
ния, противоречия и конфликты, характерные и для других видов
деятельности, повседневной жизни студента, учебы. Однако они бо-
лее легко поддаются анализу и могут стать основой для осознания
студентом поведенческих ошибок, деструктивных моделей поведения.
6