Е.Н. Лобачева, Л.Н. Борисенкова
4
вновь эффективно применить, стал стержневой идеей теории чело-
веческого капитала. Большинство новых работ исследователей че-
ловеческого капитала только подтверждает этот вывод. Их позиции
сводятся к конкретизации самого понятия человеческого капитала,
разработке модели анализа выгод и издержек инвестиций в челове-
ческий капитал, рассмотрению вопросов экономической оценки норм
отдачи от инвестиций в человеческий капитал, проработке инвести-
ционных процессов в сфере образования, измерению уровня образо-
вания и занятости населения, выработке методологии и критериев
оценки человеческого капитала как элемента национального богат-
ства.
Однако существуют и критические замечания со стороны эконо-
мистов к теории человеческого капитала. Например, В. Щетинин
указывает на превалирование «технократического подхода к характе-
ристике элементов человеческого капитала и недооценки его соци-
ально-экономического содержания» [11]. Э. Вильховченко упрекает
теоретиков за явную неполноту понятия человеческого капитала и
указывает на существование в человеческом капитале «элементов
неуловимого, иррационального, неизмеримого в природе человека, в
его задатках, поведении, потребностях, которое опосредует соотно-
шение вложений и результатов» [1]
.
Следует отметить недоработки в теории человеческого капитала.
Во-первых, существующие концепции человеческого капитала отли-
чаются односторонним подходом к структуре человеческого капита-
ла, определению его только как совокупности способностей человека
при очевидном игнорировании его потребностей.
Во-вторых, использование сторонниками рационального, с точки
зрения максимизации дохода экономических субъектов, подхода к
анализу экономических явлений как в рассмотрении сущности чело-
веческого капитала, так и при анализе процесса воспроизводства че-
ловеческих качеств не позволяет понять действительную суть такой
экономической категории, как «человеческий капитал». Возникает
спорный вопрос: возможно ли применять существующие концепции
человеческого капитала в условиях экономики знаний, в которой
господствующие ранее принципы экономической целесообразности
человеческой деятельности уступают место стремлению индивида к
самореализации, обретению им личной свободы, стимулированию
его внутреннего развития?
Рассмотрим первую проблему. Способности человека не раскры-
вают истинного содержания человеческого капитала. В раскрытии
сущности этой категории ошибочно игнорируются такие качества
человека, как его потребности. Введение в состав компонентов чело-
веческого капитала отдельного субъекта «запаса его мотиваций», ко-