Роль человеческого капитала в инновационной экономике
3
сматривается исключительно через призму экономических интересов
субъектов экономики (самого человека, фирмы или государства).
Ученые обосновали целесообразность инвестиций в человека в виде
затрат на его образование и переподготовку ростом производитель-
ности труда работника и увеличением его доходов. Так, основопо-
ложник теории человеческого капитала Г. Беккер пишет, что челове-
ческий капитал «формируется путем инвестиций (долгосрочных
вложений капитала) в человека в виде затрат на образование и подго-
товку рабочей силы на производстве» [3]. Л. Туроу, уделяя значи-
тельное внимание вопросам производства специфического человече-
ского капитала, отмечает, что «человеческий капитал создается фир-
мами, ибо они часто выступают в качестве самых эффективных
производителей этого капитала. Фирмы считают прибыльным увели-
чивать человеческий капитал занятого у них персонала, поскольку
увеличение ведет к росту выработки. Фирмы, стремящиеся к макси-
мизации прибыли, обеспечивают обучение до тех пор, пока предель-
ные доходы от обучения равны предельным издержкам на обучение»
[8]. С аналогичных позиций Дж. Кендрик рассматривает проблемы
инвестиций в человеческий капитал на макроуровне.
Современные теоретики указывают, что «производство человече-
ского капитала — это процесс создания производительных способно-
стей человека посредством инвестиций» [2], под которыми понима-
ется «любое действие, которое повышает квалификацию и способно-
сти и тем самым производительность труда рабочих» [6]. В других
исследованиях отмечается «несомненная выгода в деле вложений в
человеческий капитал» своих работников для компаний. Компании
«должны стать источником развития человеческого капитала и
настойчиво развивать его» [9], так как решения, принимаемые по по-
воду инвестиций в человеческий капитал работника, сформируют
будущее организации на последующие годы.
Хотя теоретики человеческого капитала указывают, что инвести-
ции по своему содержанию могут быть денежными, трудовыми и
временны´ми, под которыми понимаются соответственно затраты
труда (энергии) и личного времени субъекта человеческого капитала,
основное внимание ими уделяется вопросам денежных инвестиций в
человеческий капитал как фактора экономической целесообразности
вложений в развитие способностей индивида. Это понятно, посколь-
ку основная проблема в вопросах производства человеческого капи-
тала — возврат вложенных инвесторами в развитие качеств человека
финансовых средств.
В итоге такой экономический подход к обоснованию поведения
человека, когда увеличение доходов стимулирует индивида накапли-
вать новый запас навыков, знаний для того, чтобы в дальнейшем его