Глобализация, модернизация национальной экономики и развитие малого предпринимательства
9
Развитие России в ближайшее время должно опираться на ис-
пользование таких главных конкурентных преимуществ, как:
— ресурсный потенциал;
— территориальный потенциал;
— творческий потенциал граждан.
Пока активно задействована только первая группа преимуществ.
Для использования территориального потенциала необходимо разви-
тие инфраструктуры, создание условий для реализации предприни-
мательской инициативы, изменение стереотипов в сфере услуг. Ак-
туализацию творческого потенциала граждан обеспечат не только
экономические, но и социально-политические условия — свобода
творчества и защищенность его результатов в форме интеллектуаль-
ной собственности, развитость социальных связей и доверие в обще-
стве, доступное и качественное образование, эффективно действую-
щая судебная система. Обеспечение этих условий должно стать
неотъемлемым элементом стратегии развития.
Ученые, проводившие исследования в области роста экономики,
отмечают, что на протяжении всего развития человечества движущей
силой его развития являются инновации. Адам Смит в монографии
«The Wealth of Nations», изданной в 1776 году, отмечал, что органи-
зационным механизмом капитализма служит не только рыночная си-
стема (соотношение спроса и предложения), но и конкуренция, кото-
рая заставляет не просто удовлетворять все возрастающие потребно-
сти посредством понижения цен и улучшения качества, но и делать
это наиболее эффективным способом с помощью перехода на новые
технологии, т. е. при помощи инноваций [1]. Этот постулат со време-
нем приобрел более емкое содержание и значение. Важным стано-
вится тот факт, что сегодня на свободных рынках фирмы используют
инновации как наиболее действенный фактор в процессе борьбы за
потребителя. В основе теории инновационного пути развития эконо-
мики лежит понятие «инновация», иными словами, внесение в разно-
образные виды человеческой деятельности новых элементов (видов,
способов), повышающих результативность этой деятельности. Более
расширенное определение инновации дают Б.А. Райзберг и Л.Ш. Ло-
зовский, определяя ее как нововведения в области техники, техноло-
гии, организации труда и управления, основанные на использовании
достижений науки и передового опыта, а также использование этих
новшеств в самых разных областях и сферах деятельности. К.Р. Мак-
коннелл и С.Л. Брю используют понятия инновация и нововведение
как синонимы, подразумевая под ними запуск в производство нового
продукта, внедрение нового производственного метода или примене-
ние новой формы организации бизнеса. Некоторые экономисты ис-
пользуют понятие инновация для обозначения абстрактного новше-