Глобализация, модернизация национальной экономики и развитие малого предпринимательства
17
циклом. Приносимый каждой из них эффект обычно значительно
меньше, чем у базисных нововведений, но в силу массовости общая
сумма эффекта наибольшая. Именно в улучшающих инновациях
находит выражение дух новаторства, свойственный миллионам лиде-
ров в разных сферах жизни общества.
Микроинновации направлены на улучшение отдельных парамет-
ров выпускаемой продукции, используемой технологии, экономиче-
ских, социальных, политических систем и т. п. и обычно не приносят
сколько-нибудь значительного эффекта. Псевдоинновации — катего-
рия, выделенная Герхардом Меншем и отражающая ложные пути че-
ловеческой изобретательности и предприимчивости, направленные
на частичное улучшение и продление агонии устаревших в своей ос-
нове, осужденных на уход с исторической арены технологий, обще-
ственных систем и институтов. В порядке исключения это может
вдохнуть новую жизнь в устаревший институт, подвигнуть его на но-
вый виток спирали своего жизненного цикла. Но обычно они порож-
даются силой привычки, консерватизмом действия обречены на не-
успех и тормозят общественный прогресс. Псевдоинновации, как
правило, распространены на заключительной фазе жизненного цикла
уходящей системы, когда она уже в основном исчерпала свой потен-
циал, но всячески сопротивляется замене более прогрессивной си-
стемой, стремится с помощью видимости обновления удержать свою
нишу в новом мире.
Антиинновации — вводимая Ю.В. Яковцом категория для обозна-
чения тех нововведений, которые носят реакционный характер, обозна-
чают шаг назад в той или иной сфере человеческой деятельности.
Говоря об инновациях, следует учесть такой немаловажный фак-
тор, как окружающая среда, кластер или экономическое простран-
ство, в котором действует инноватор. Существуют определенные
географические преимущества, которые влияют на успех того или
иного бизнеса, в том числе и высокотехнологического. М.Е. Портер,
анализируя влияние экономической среды на активность предприни-
мателя-инноватора, пришел к выводу, что чем более развит кластер,
тем больше возможностей для технологического прогресса.
Изучая кластеры по всему миру, М.Е. Портер вывел факторы,
влияющие на их рост:
— требовательные и умудренные опытом потребители;
— жесткая конкуренция между местными производителями;
— наличие привлекательных факторов производства;
— наличие экономических связей между секторами экономики [4].
Взаимодействие этих факторов ведет к постоянному процессу ин-
новаций, который фирмы используют как основное оружие в конку-
рентной борьбе. Кроме этого, кластеры разбиваются и дробятся внутри