Глобализация, модернизация национальной экономики и развитие малого предпринимательства
13
На современном этапе особую роль в развитие теории иннова-
ций внес немецкий ученый Герхард Менш. Периодические издания
и исследования на эту тему выпускают и проводят американские
ученые, такие как Уильям Дж. Баумоль, Крис Фриман, Люк Соете,
Адам Б. Яффе, Джош Лернер, К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю, Елханен
Хелпман, Давид Г. Виктор, Ричард Р. Нельсон, Скот Штерн и многие
другие. Каждый из этих ученых-экономистов попытался найти науч-
ное объяснение резкому росту инновационных отраслей и их влия-
нию на экономику и, кроме того, были сделаны попытки выявить
факторы, способствующие активности инновационных процессов.
В разработку теории циклов и инноваций активно включились рос-
сийские ученые. Серию монографий по этим проблемам опубликовал
Ю.В. Яковец. В этих работах инновации рассматривались как непре-
менная часть научно-технических и экономических циклов (средне-
срочных, долгосрочных, сверхдолгосрочных), основа выхода из кризи-
са, исследовалась взаимосвязь научных, технических, инновационных,
экономических, образовательных, организационно-управленческих
циклов и их инновационных фаз. Фундаментальное исследование дол-
говременных тенденций в динамике науки, техники и экономики вы-
полнил академик А.И. Анчишкин, который выделил в истории научно-
технического прогресса три эпохальных переворота, реализовавших
кластеры базисных инноваций: первую промышленную революцию
конца XVIII — начала XIX в.; вторую промышленную революцию по-
следней трети XIX — начала XX в.; третью промышленную револю-
цию, начавшуюся в середине XX в. и переросшую в научно-
техническую революцию. На современном этапе эволюционного разви-
тия существенный вклад в развитие теории инноваций внесли такие
ученые-экономисты, как Адам Б. Яффе, Джош Лернер, Скотт Штерн,
М. Гяратана, С. Торриси и Алессандро Пагано, которые в своих иссле-
дованиях по экономическому благосостоянию описали яркий пример
экономического роста развивающихся стран за счет инноваций, а также
попытались выделить факторы экономического роста экономики. Од-
ним из них по их мнению, является образование. Специальное образо-
вание играет критическую роль в поддержке технического прогресса,
как и расходы крупных компаний на исследования и разработки вкупе с
усилиями частных предпринимателей оказываются ценным дополнени-
ем к инновационному процессу. Результат взаимодействия большого и
малого бизнеса взаимодополняем, и это означает, что современных уси-
лий оказывается более полезен для экономики, нежели их разрозненные
действия.
Приверженцами этой же теории являются и А. Арора и А. Гам-
бардела, которые выделяли наличие высокообразованных специали-
стов, как основной фактор инновационного развития. Во всех странах,