О.В. Григорьева
14
где развивается высокотехнологичный сектор экономики, по их мне-
нию, присутствуют высокообразованные специалисты. Одновременно
эти страны не обладают широкой и диверсифицированной промыш-
ленной базой, что подразумевает неактуальность альтернативных из-
держек для рабочей силы при смене специальности. Более того,
внутренние ресурсы способствуют развитию определенных отраслей,
как то: в Корее электронная промышленность, телекоммуникации в
Финляндии (Nokia является ярким примером), а так же некоторые
инвестиции в информационные и телекоммуникационные техноло-
гии в Чехии и Венгрии.
Оценивая роль образования в инновационном развитии экономи-
ки, следует отметить, что, с одной стороны, образование действи-
тельно предоставляет технические знания и навыки предпринимате-
лям и другим заинтересованным лицам, связанным с процессом ин-
новаций и экономическим ростом. С другой стороны, образование
может стимулировать креативность и таким образом упростить про-
цесс приспособления инноваций к требованиям реальной жизни.
Вместе с тем здесь кроется опасность — образование может одно-
временно лишать креативности, загоняя индивидуума в определен-
ные рамки мышления, лишая его возможности нестандартно думать.
Однако, помимо данного фактора, исследователи выделили еще три:
— избыток высококвалифицированных кадров;
— международные связи;
— внутренний спрос.
Данное утверждение противоречит теории И. Шумпетера, отда-
ющего главную роль малому предпринимательству как основному
фактору инновационного развития. Однако и сам основоположник
теории инновационного развития признавал в поздние годы, что роль
независимого предпринимателя в инновационном процессе станови-
лась все менее значимой в силу вытеснения его крупными компания-
ми, осуществляющими исследования и разработки на постоянной ос-
нове и доведших этот процесс до бюрократически выверенного.
Анализируя рост числа наукоемких производств за последние де-
сятилетия, можно сформулировать вывод, что наука с каждым веком
приобретает все более важную роль в экономике и уже не только
уровень развития государства влияет на науку, а именно степень раз-
витости науки задает скорость прогресса страны. В современном
производстве инновация, как результат научной деятельности, начи-
нает играть особую роль. И здесь важно взаимодействие науки, госу-
дарства и бизнеса, когда государство поддерживает бизнес всеми за-
конными путями, при этом четко осознавая различия в инновациях.
Важное значение для понимания сущности инноваций имеет их
классификация, которая создана была в 30-е годы XX века такими