Глобализация, модернизация национальной экономики и развитие малого предпринимательства - page 10

О.В. Григорьева
10
ства, независимо от сферы его применения, и имеющего определен-
ный экономический эффект. На наш взгляд, сама идея, изобретение
не являются инновациями до тех пор, пока они не нашли своего по-
требителя
.
Ф. Котлер определяет инновацию как идею, товар или
технологию, запущенные в массовое производство и представленные
на рынке, которые потребитель воспринимает как совершенно новые
или обладающие некоторыми уникальными свойствами. Б. Твисс
определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея
приобретают экономическое содержание. Ф. Никсон полагает, что
инновация — это совокупность технических, производственных и
коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке но-
вых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. И.
Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную
комбинацию производственных факторов, мотивированную пред-
принимательским духом. Потребности людей в любой сфере дея-
тельности растут опережающими темпами по отношению к возмож-
ностям их удовлетворения, вместе с увеличением численности насе-
ления [2]. Неудовлетворенные потребности порождают конфликты.
Необходимо вновь и вновь напрягать интеллект, чтобы изобрести но-
вые способы их удовлетворения. При этом в силу вступает закон со-
ревнования (конкуренции в рыночной экономике). Тот, кто первым и
наиболее удачно осуществил назревшую инновацию, вознаграждает-
ся сверхприбылью при технологической или экономической иннова-
ции, политическим или социокультурным успехом и т. п.
Следовательно, инновации — это общеэкономическая законо-
мерность, двигатель и побудительный мотив прогресса общества во
всей его многогранности. По сути своей, инновация преследует по-
вышение результативности, и главная проблема состоит не только в
поиске новой идеи, но и материального обеспечения инновации.
Несмотря на длительность процесса эволюционного развития,
предметом специального научного изучения инновации стали лишь в
XX в. В формировании и развитии теории инноваций, по мнению
Ю.В. Яковца, наблюдается три наиболее значимых этапа:
1. Первый этап — первая треть XX века, когда происходит фор-
мирование фундаментальных основ теории (период базисных инно-
ваций в этой сфере научного познания);
2. Второй этап — вторая треть XX века, когда происходит разви-
тие и детализация базовых инновационных идей предыдущего пери-
ода;
3. Третий этап — с середины 70-х годов XX века до настоящего
времени, когда имеет место новый теоретический прорыв, сопряжен-
ный с волной эпохальных и базисных инноваций в период становле-
ния постиндустриального общества.
1,2,3,4,5,6,7,8,9 11,12,13,14,15,16,17,18,19,20,...21
Powered by FlippingBook