3
Цели и задачи обучения иностранному языку в магистратуре МГТУ
обучения, при этом более 50% времени отводится на самостоятельную
работу. В то же время аудиторный компонент составляет всего лишь
68 часов в год, что, конечно же, заставляет сужать возможности содер-
жательной стороны учебного процесса и появляется необходимость
выбора приоритетных направлений работы в зависимости от уровня
владения иностранным языком. Поскольку магистратура является вто-
рой ступенью двухуровневой организации образования, то предпола-
гается, что у поступивших в магистратуру должен быть сформирован
определенный уровень владения языком (по программе — это уровень
В1 по общеевропейской шкале оценки).
Однако в магистратуру МГТУ поступают выпускники других ву-
зов, у которых количество аудиторных часов, отводимых на иностран-
ный язык в бакалавриате, значительно отличается в меньшую сторону.
Вследствие этого магистранты демонстрируют разный уровень подго-
товки, что приводит к неоднородности групп. Это вторая особенность,
которая должна учитываться при составлении программ.
Третьей немаловажной проблемой, на которую часто указывают
преподаватели других вузов (и МГТУ здесь не исключение), является
отсутствие, а зачастую и невозможность использования единого учеб-
ного пособия. В наше время это не составляет большую проблему, од-
нако требует дополнительных усилий от преподавателей, поскольку
их подготовительная работа постоянно направлена на поиск учебных
материалов, содержание которых может быть полезным, интересным
и значимым для разных групп магистрантов. И здесь встает вопрос:
как облегчить работу преподавателя в этой области? А ответ очевиден:
активно привлекать магистрантов к сотрудничеству. Именно этому
принципу сотрудничества преподавателя и студента отводится боль-
шое внимание в новой парадигме взаимоотношений преподаватель —
магистрант. Как указывают методисты, например, И.П. Павлова [7],
мы должны стремиться создать партнерское распределение обязанно-
стей. Магистрант должен иметь право выбора, что читать, что сказать,
что решать и, следовательно, поиск статей может быть отдан в руки
самих обучаемых. Это повышает интерес и ответственность к процес-
су обучения: раз сам выбрал, то сам и несешь ответственность за ре-
зультат. Тем самым мы создаем ненавязчивую ситуацию и выносим
ее за сложившиеся веками рамки «учитель решает все». В этом случае
личностно-деятельностная парадигма определяет основу обучения,
и срабатывает основной принцип современных стандартов, который
заключается в том, что содержание обучения должно соответствовать
предполагаемым коммуникативным потребностям современного спе-
циалиста (в нашем случае — магистра).