Проблемы обучения иноязычной стилистической компетенции в деловом английском языке на базе коллокационной комбинаторики - page 4

4
существительное market имеет предсказуемый набор соотнесенных
слов: developing domestic, down, established, expanding, mass, niche,
overseas, shrinking, bond, commodity, equity, free, futures, illegal и т. д.
Важной задачей для изучающих иностранный язык является усвоение
большого количества слов. Уже доказано, что бульшая часть нашего лек-
сикона состоит из так называемых ‘prefabricated chunks of different kinds’,
или готовых блоков слов различных типов. Самый важный вид таких
«блоков» — коллокации, которые, по мнению многих западных лингви-
стов и методистов, должны стать приоритетом в процессе обучения языку.
Ментальный лексикон любого носителя языка огромен; в нем кол-
локация — самое важное средство в создании и понимании всех есте-
ственных текстов. Психолингвисты выяснили, что при описании си-
туации, явления и просто в общении мы пользуемся не отдельными
словами, а их сочетаниями. Самые употребительные сочетания — кол-
локации — заложены у нас в сознании. Словарь каждого человека, его
mental lexicon, включает все слова и их коллокации, организованные не
по алфавиту, а тематически, по ситуациям. Поэтому носители языка не
делают ошибок в речи. Они знают, какие слова с какими употребляются
и в каких случаях. Цель изучающего язык — формирование собствен-
ного ментального лексикона, который строится из огромного пласта
лексики. Как известно, основное различие между учащимися среднего
и продвинутого уровня владения языком заключается не в использова-
нии сложных грамматических структур, а в создании достаточно боль-
шого ментального словаря, с помощью которого можно легко опери-
ровать языком. Следовательно, одна из главных целей формирования
ментального лексикона — понимание важности изучения коллокации.
В изучении коллокаций эффективно уделение особого внимания
так называемому коллокационному полю слов, раскрывая различия их
значений в сочетаниях. Целесообразно делать акцент на том, как слова
сочетаются и используются в действительности, а не что они означают
в отдельности. Cосредоточив внимание на коллокациях, мы пытаемся
доказать, что изучение лексики — это изучение не большого количе-
ства новых слов, а их новых комбинаций.
Например, студент, изучающий иностранный язык, усвоивший
2000 слов и обладающий коллокационной компетенцией, одновремен-
но становится коммуникативно-компетентным. Многие носители язы-
ка являются коммуникативно-безупречными только потому, что при
использовании крайне ограниченного словаря имеют высокую колло-
кационную компетентность.
С психолого-педагогической точки зрения изучать коллокации
и полезно, и продуктивно. Кроме того, знание коллокаций позволяет
Л.А. Иванова
1,2,3 5,6,7,8
Powered by FlippingBook