Гуманизированная дидактическая структура лабораторного занятия по изучению конструкции технических объектов - page 1

1
УДК 378.147.88
Гуманизированная дидактическая структура
лабораторного занятия по изучению конструкции
технических объектов
© А.А. Дорофеев
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Структура обусловлена закономерностями проектной конструкторской дея-тель-
ности человека и когнитивными особенностями образовательного процесса. Изуче-
ние строится по дидактическому циклу «функция—конструкция—материал—тех-
нология» с выявлением методики проектирования с нелогическими креативными
элементами, включаемыми в профессиональные ментальность и компетентность.
Ключевые слова:
лабораторная работа, дидактика, функция, конструкция, мате-
риал, технология, проектирование, техническое творчество, ЕСКД.
Традиционно изучение схемных технических решений, компо-
новки и конструкции на примере реальных технических объектов как
восприятия аккумулированного предметно зафиксированного опыта
прошлого входит в обязательный перечень практических занятий по
большинству дисциплин специальности, объект которых подпадает
под действие стандартов Единой системы конструкторской докумен-
тации (ЕСКД). По атрибутивным и другим существенным признакам
эти занятия относят к лабораторным. Занятия, как правило, проходят
в условиях, способствующих практическому изучению реального, но
специально подготовленного технического объекта: частично разо-
бранного, с местными разрезами, специальной раскраской, с дополни-
тельными, т.е. не нужными при эксплуатации объекта, но методически
полезными или необходимыми по условиям безопасности при изуче-
нии стопорными деталями, заглушками и т. п. [1].
По существу студент работает с объектом, препарированным
с целью его успешного изучения в лабораторных условиях, например,
в демонстрационном зале или лаборатории конструкции, как правило,
ретроспективно представляющих прогрессивные для соответствующе-
го времени технические решения [2]. Успешность изучения опреде-
ляется по степени достижения цели или качества реализации образо-
вательного технологического процесса, что требует диагностируемой
цели конкретного учебного занятия, методика проведения которого
есть частная реализация дидактики как теории образовательных про-
цессов. Отметим, что при этом реализованная степень действенности
1 2,3,4,5,6,7
Powered by FlippingBook