3
Гуманизированная дидактическая структура лабораторного занятия
деятельности человека-конструктора [3, 4]. В основу системного объ-
единения объектной (предметной, технической) и субъектно-деятель-
ностной сторон когнитивного процесса в образовательной техноло-
гии можно положить высказанную в диссертационном исследовании
А.А. Добрякова [3] идею об аналогии закономерностей и особенностей
проектно-конструкторской и познавательной деятельности в области
техники, развитую позже в работе [4].
Согласно этому представлению [4, с. 50–53] учебный материал
структурируется применительно к специализированной учебной сре-
де как в логике предметной области (проблема или функция—гипо-
теза—модель—решение—алгоритм), так и в логике инвариантных,
слабо зависящих от предметной области (контента) схем мышления.
Настоящая работа относится к изучению подпадающих под действие
стандартов ЕСКД инженерных объектов, для которых характерно со-
четание теплоэнергетических преобразований в рамках конструкции,
имеющей несущие (прочностные) свойства и объединяющей процес-
сы в едином объекте, выполняющем некоторую известную нечетко за-
даваемую целевую функцию (аналогичные объекты рассматриваются
в основном и в работах [1–4]). Дидактически существенные особенно-
сти таких объектов как изучаемых системно технических решений со-
стоят в наглядности конструкции и ее структуры, и ненаблюдаемости
и невозможности чувственной качественной оценки переносных про-
цессов, задающих в основном нагрузку конструкции.
В логике предметной области
системность подхода состоит в том,
что с одной стороны, изучаемый объект изучается как элемент (часть,
звено) системы более высокого иерархического порядка, диктующей
требования к функции и свойствам изучаемого объекта (например, для
ракетного двигателя это летательный аппарат). С другой стороны, из-
учаемый объект есть совокупность нескольких элементов, объединен-
ных в систему, выполняющую поставленную функцию при заданных
ограничениях и требованиях к показателям, а совокупность в целом об-
ладает некоторыми качествами (свойствами), превосходящими сумму
качеств ее частей (эмерджентность). При этом объект рассматривается
системно и диалектически с учетом относительной динамики (попере-
менного опережения и отставания) существенных факторов в масшта-
бе времени ретроспективно (желательно представление в экспозиции
аналогичных по функциям объектов разных лет разработки [2], что
является существенным качеством данной информационно-образова-
тельной среды) и с прогнозированием, как правило, экстраполирова-
нием актуальных условий на период, сравнимый с проектной длитель-
ностью полного жизненного цикла изделия. Длительность полного