Гуманизированная дидактическая структура лабораторного занятия по изучению конструкции технических объектов - page 6

6
Выполнение лабораторной работы группой возлагает на препода-
вателя дополнительно к функции собственно обучения роль фасили-
татора
1
, способствующего постепенному формированию личностно
и профессионально значимых качеств (эмоционально-волевой стабиль-
ности, бесконфликтности в конкурентной среде и др.) при моделирова-
нии социально-ролевых и технологических (нормативно-техническая
документация, информационная среда и т. п.) условий профессиональ-
ной деятельности аналогичного содержания.
Дидактика структурированных по описанной схеме субъект-субъ-
ектных деятельностных образовательных технологий обусловливает
необходимость постановки задачи лабораторной работы не только
в гуманизированных нечетких понятиях (изучить конструкцию и т. п.),
но и в диагностируемой форме, например, в виде контрольно-измери-
тельных материалов (КИМ): вопросов и заданий, предлагаемых обуча-
ющемуся в процессе защиты выполненной работы. При этом задается
форма отчетности о прохождении лабораторной работы, как правило,
входящая в состав методических указаний, выполняющих функции
аналога производственного технологического документа [1].
КИМ, используемые обучающимися для самоконтроля, и препо-
давателями — для оценки успешности усвоения учебного материала,
должны включать вопросы и задания на выявление: знания — импли-
цитный уровень усвоения учебного материала (1), понимания принципа
действия, функционирования детали, узла (2), освоения дидактически
полной деятельностной диады анализ/синтез применительно к изучен-
ному техническому объекту (3), а также применение освоенного мате-
риала в новой совокупности существенных признаков, например, для
оценки работы изученного объекта в отличных от номинальных усло-
виях космического вакуума, прямого солнечного излучения и т. п. (4),
и на более высоком уровне абстракции обобщение и расширение полу-
ченных знаний на объекты другого класса (5). Эти оценки составляют
в совокупности полную пентадную таксонометрическую характери-
стику достижения дидактической цели [4, стр. 29–30].
Методика проведения лабораторных работ, дидактически струк-
турированная согласно описанным подходам, принципам и рекомен-
дациям, и конкретизированная применительно к программе дисци-
плины «Основы теории и расчета ЯРД и энергетических установок»
1
Фасилитация социальная (от лат. facilitare — облегчать и socialis — об-
щественный) — «эффект аудитории», повышение производительности дея-
тельности, ее скорости и качества, совершаемой или просто в присутствии
других людей, или в ситуации соревнования. Ингибиция – противоположный
фасилитации нежелательный эффект.
А.А. Дорофеев
1,2,3,4,5 7
Powered by FlippingBook