5
На каждом, и особенно на заключительном этапе ведется обсужде-
ние, оценка и при необходимости уточнение содержания предшеству-
ющих когнитивных действий, т. е. познавательная деятельность рас-
сматриваемого типа многоцикловая и итерационная.
Существенно то, что проектирование, в том числе конструирование
как порождение нового объекта (нового знания, информационного со-
держания, сверхсуммарного эмерджентного качества), чаще всего не
алгоритмизируется в принципе, т.к. в него входит нелогическое пре-
образование информации [3]. И это должно проявиться при попытке
описания процесса проектирования как нечеткого алгоритма, или
эвро-
ритма
(здесь не относящийся к общепринятым термин
эвроритм
как
порядок действий, правила, приемы и операции, следование которым
в большинстве случаев с некоторой вероятностью приводит к требуе-
мому результату, если он принципиально достижим): не вытекающие
из формальной логики решения, принятые авторами конструкции инту-
итивно или по аналогии не находят однозначного рационального обо-
снования и выступают как результат неформализуемого технического
инженерного творчества, что должно быть обязательно отмечено.
При этом полезным представляется составление когнитивной кар-
ты как гуманизированной графической формы компактного отображе-
ния системно организованной информации с фиксацией основных вза-
имосвязей, что соответствует формируемым ментальным логическим
и внелогическим системам, фиксирующим обучающимся освоенную
информацию, и способствует этим процессам как компонентам осво-
ения нового знания обучающимся [4]. При этом для задачи изучения
технического решения представляется достаточным локально триад-
ное представление взаимосвязей: выделение связанной пары элемен-
тов, обозначение направления воздействия (от источника к приемнику)
и его знак — положительное, т. е. усиливающее, или отрицательное,
тормозящее, снижающее выходную функцию звена-приемника. При
этом один элемент может быть связан с несколькими элементами, со-
вместно образующими функционально-семантический граф как си-
стемный математический образ изучаемого технического объекта.
Воспитанию уважения к инженерному творческому труду служит
вычленение в изучаемых конструкциях типовых базовых технических
решений, в том числе обязательно тех, которые носят имя их автора:
сопло Вентури, трубка Бурдона, датчик Пито-Прандтля, парогенериру-
ющая трубка Фильда, башня Шухова, автомат перекоса Юрьева, руль
Жуковского, сопло Лаваля и др. При этом подчеркивается роль отече-
ственных ученых и инженеров в достижениях, ставших вехами в раз-
витии техники и цивилизации в целом.
Гуманизированная дидактическая структура лабораторного занятия