Гуманизированная дидактическая структура лабораторного занятия по изучению конструкции технических объектов - page 4

4
жизненного цикла исчисляется с начала разработки изделия до его ути-
лизации, что особенно важно с позиций минимизации отрицательного
экологического эффекта.
Для технических объектов рассматриваемой группы представля-
ется необходимой и достаточной предметно-ориентированная дидак-
тическая триада: «функция — конструкция — материал», звенья ко-
торой связаны и системно объединены технологией в дидактический
цикл [6]. При этом особенно важна органичная связь между составля-
ющими этого цикла для современных интегрированных изделий, фор-
мообразование которых идет одновременно с наращиванием самого
материала, например, изготовление композиционных углерод-угле-
родных деталей и т. п. [7].
Познавательная деятельность обучающегося структурируется три-
адно, отражая одну из типичных инвариантных по отношению к объ-
екту структур осмысления и понимания: анализ (выявление элементов
и их функций в изучаемом объекте, деструкция, декомпозиция) —
синтез (установление связей между элементами в системе) — анализ
(выявление системных функций). Притом что эта познавательная де-
ятельность накладывается на логику предметной области и соответ-
ствующим образом структурируется:
1) приписываемая (известная или предполагаемая, угадываемая,
вербализованная или только ощущаемая) узлу, агрегату, детали функ-
ция как решаемая конструктором проблема;
2) гипотеза, касающаяся образа решения, механизма выполнения
этой функции с показателями эффективности (материалоемкость, тех-
нологичность, удобство эксплуатации, надежность и т. п. количествен-
ные и качественные, вербализуемые или невербализуемые характери-
стики, такие как компактность, пропорциональность, гармоничность
и т. п.);
3) модель реализации функции, описывающая выдвинутую гипоте-
зу, в виде набора методов, способов, принципов и итогового прогноза,
не обязательно выражаемого вербально или графически, но уже ощу-
щаемого пути решения проблемы;
4) конструкция или схема решения проблемы (1) как результат по-
следовательно-параллельной и циклической реализации звеньев (2),
(3), и (4);
5) алгоритм, если он возможен, или последовательность операций
проектирования, составляемые изучающим техническое решение как
отражение, результат попытки восстановления состоявшегося некогда
реального деятельностно-когнитивного процесса проектирования из-
учаемого объекта.
А.А. Дорофеев
1,2,3 5,6,7
Powered by FlippingBook