2
А.А. Дорофеев
воспитания относится к не диагностируемым оперативно результатам,
достижение которых с приемлемой надежностью косвенно обеспечи-
вается следованием документируемой образовательной технологии.
Одной из особенностей современного инновационного учебного
процесса является кажущееся противоречие в формулировке цели об-
разовательного процесса: с одной стороны, это
получение фундамен-
тальной подготовки
для будущей профессиональной деятельности
в задаваемой в достаточно широкой области техники, например, ракет-
но-космической, и с другой стороны,
приобретение профессиональных
компетенций
, дающих возможность продуктивной профессиональной
деятельности в составе профессионального подразделения на конкрет-
ном компьютеризированном рабочем месте инженера по окончании
вуза.
Эта особенность проявляется в бинарной цели изучения конструк-
ции некоторого технического объекта:
не только изучение
конкретно-
го технического решения с включением его в собственный доступный
в профессиональной деятельности «банк знаний» как некоторое из-
вестное решение, которое может быть применено в качестве аналога
или прототипа разрабатываемого нового устройства,
но и выявление
и восприятие
в той или иной мере
методологии и методики проек-
тирования
, в том числе, ее внелогическую креативную компоненту.
Достижение второй составляющей образовательной цели не толь-
ко способствует приобретению метазнаний, но и должно дать вклад
в формирование специфической профессиональной ментальности,
включающей человеко-машинное творчество, обязательно входящее
в современные технологии разработки новой наукоемкой техники, так
называемые «безмолвные знания» и навыки «внелогического понима-
ния смысла» [3, 4, с. 58].
При этом одновременно должна решаться обязательная задача
образовательного процесса — моральное, интеллектуальное и эмо-
циональное развитее личности, воспитание у будущего специалиста
стремления к самосовершенствованию, формирование и укрепление
гуманизированного отношения к инженерному творчеству, ответ-
ственности за антропогенное воздействие на окружающую среду при
уважении авторского права на объекты инженерного творчества[5].
Технологическое достижение этих целей может быть обеспечено
путем дидактического построения учебного процесса в соответствии
с дополняющими друг друга субъект-субъектным [1] и субъект-объект-
ным [4] подходами с учетом как технических, так и психологических
аспектов изучения технического решения (устройства) как синергети-
ческого результата логической и внелогической форм порождающей