Социально-философские аспекты критериев оценки исторических событий
Гуманитарный вестник
# 12·2017 5
нального начала. Наличие иррационального контекста в государстве
отмечает И.А. Исаев [9]. Вслед за Дж. Кэмпбеллом, К. Шмиттом,
К. Юнгом он рассматривает мифологическое понимание политиче-
ских процессов, в частности, в виде карнавальной традиции, в рамках
которой политическая жизнь предстает как некий гротеск, игра, ми-
стификация с превращениями героев вопреки существующим прави-
лам [9, c. 56, 57]. В истории России подобная карнавализация поли-
тических процессов представлена, в частности, в ярмарочной, бала-
ганной культуре скоморошества. Автор статьи, анализируя
соотношение рационального и внерационального в общественном
сознании, пришел к выводу об их диалектически противоречивом
единстве [10]. По мнению автора, именно внерациональное начало в
понимании сущности государства во многом способствует тому, что
критерии оценки исторических событий недостаточно конкретны (в
частности, потому что внерациональное начало не поддается точному
определению, оно органически неконкретно и во многом субъектив-
но). Близкую к этой точку зрения можно увидеть в ряде исследова-
ний последних лет. В частности, С. Жижек, рассуждая о «комедии
воплощений», пишет: «…Мы подозреваем, что в реальности есть не-
что “большее, чем видно глазу”, т. е. что сущность
является
,
чтобы
существовать где-то в пределах реальности в качестве ее скрытого
ядра. Здесь важен диалектический сдвиг в значении явления: сначала
непосредственная реальность сводится к “простому явлению” внут-
ренней сущности; затем сама эта сущность утверждается как нечто,
что
является
в реальности как призрак ее скрытого ядра» [11, с. 113].
И.Н. Гомеров, анализируя политическую деятельность в ее психоло-
го-политологическом аспекте, выделяет в этой деятельности «созна-
ваемое и несознаваемое» [12, с. 254–267]. А.И. Гордин рассматривает
возможные способы преодоления отмеченной «неконкретности»,
анализируя, в частности, разницу между явным и неявным определе-
нием и границы эффективных определений [13, с. 88–103].
Частично преодолеть органическую неконкретность внерациональ-
ного может, по мнению автора, методология моделирования политиче-
ских процессов. В частности, Э.Н. Ожиганов предлагает вариант си-
стемной методологии моделирования политических процессов, в рам-
ках которой модель рассматривается как формализованное выражение
интерпретации политической действительности [14]. Попытку в опре-
деленной степени формализовать рационально-внерациональную ин-
терпретацию политической действительности можно рассматривать как
один из немногочисленных способов выявления причинно-следст-
венных связей в оценке исторических событий. Кроме того, важным
способом оценки исторических событий является анализ практической
деятельности государственных руководителей, выдающихся личностей.