С.В. Кущенко
2
Гуманитарный вестник
# 12·2017
Почвеннический подход в предложенном его понимании предпо-
лагает рассмотрение исторических событий в их диалектической
причинно-следственной зависимости, определяемой, в конечном сче-
те, избранной константой, инвариантом. Из этого очевидного инва-
рианта следует множество других, которые частично сформулирова-
ны в Конституции РФ и ряде нормативных документов, направлен-
ных на обеспечение национальной безопасности России, в том числе
во всех редакциях Доктрины национальной безопасности России и
анализируемом историко-культурном стандарте.
Почвеннический подход к изучению истории России имеет глу-
бокие ментальные корни и свои специфические особенности. Одной
из таких особенностей российского менталитета отдельные исследо-
ватели считают абсолютизацию роли государства в истории страны,
доходящую до его сакрализации. В частности, В.О. Ключевский, ана-
лизируя историю России в XVII в., писал: «Кому же прежде всего
пришлось решать трудные и непривычные вопросы, представившие-
ся русскому уму в XVII в.? Они поставлены были политическими не-
счастиями, возникли из опасностей положения государства, следова-
тельно, и решение их должно стать делом тех, кто стоял на страже
государственной безопасности, оберегал интересы народа, т. е. делом
правительства. Но вот что достойно внимания: никогда прежде во-
просы такой государственной важности так не волновали всего наше-
го общества, никогда самые простые люди не считали себя столь обя-
занными и способными решать их, как в XVII в. Политическая
мысль, суждение о самых важных предметах государственного по-
рядка не только стало общей привычкой, но и признавалось общим
правом. Весь мир качается» [2, с. 351].
Необходимо отметить важность и актуальность приведенного
наблюдения В.О. Ключевского для современного состояния России.
Многое из отмеченного им происходит и в настоящее время, спустя
четыре столетия. Не менее важно замечание В.О. Ключевского о том,
что «весь мир качается». Поэтому, как образно сказал Ф.М. Достоев-
ский в своей речи на открытии памятника А.С. Пушкину в Москве:
«Россия — это удел всемирности». Данный тезис характерен для
почвеннического подхода к истории России и предполагает, кроме
прочего, диалектически противоречивую взаимосвязь российской
государственности со всемирной историей. На эту фундаментальную
особенность истории России обращают внимание многие исследова-
тели [3, 4]. В частности, Л.А. Коханова и Т.С. Алексеева отмечают:
«…Только в контексте мирового сообщества можно понять роль Рос-
сии и ее становление и развитие, определить этапы, в которые про-
шло созревание ее государственности» [5, с. 3].
Отношение к государству и, соответственно, понимание государ-
ственных интересов России в разных сословиях, в разных социаль-